Подводные "шмели" Черноморского флота

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

СЕВАСТОПОЛЬ, 17 фев – РИА Новости Крым, Андрей Киреев. Несколько лет тому назад в Севастополе на причале "Угольная" появился небольшой пухлый подводный аппарат, окрашенный широкими красными и белыми полосками. Некоторые моряки из-за визуальной схожести называют эти мини-субмарины подводными "шмелями". Когда-то в Севастополе таких аппаратов, специализировавшихся на спасении экипажей аварийных подводных лодок, был целый рой. Но после развала СССР с каждым годом их становилось все меньше и меньше – пока в начале 2000-х годов не исчез последний подводный аппарат АС-5. Севастопольцы вновь смогли увидеть подводного "шмеля" только после возвращения Крыма в состав России, к тому же не одного.

Прародитель спасательных субмарин

Верность по-севастопольски. Полжизни ради ржавой подлодки
Вопрос спасения подводников возник практически одновременно с началом эксплуатации первых глубоководных аппаратов. Субмарины тонули из-за несовершенства технологий, ненадежного оборудования, неправильных действий экипажа, подрыва во время боевых столкновений. Первоначально подводные работы выполнялись только силами водолазов, затем в начале XX века на помощь им пришли наблюдательные камеры – круглые или овальные конструкции, которые базировались на спасательных судах и помогали проводить работы.

Прорыв произошел в 1939 году, когда благодаря спасательному колоколу Маккена (1930 год) выжили 33 подводника американской лодки USS Squalus, затонувшей на глубине 72 метра. Работала эта система так: колокол с судна спускали на тросе к затонувшей подлодке, водолазы садили его на комингс-площадку, откачивали воду из камеры присоса, открывали люки на лодке и колоколе — и подводники "сухим" способом переходили в спасательную капсулу.

30-я батарея: вросший в Севастополь линкор
Впрочем, минусов у спасательных колоколов было тоже не мало. Во время спасения экипажа затонувшей в 1953 году турецкой подводной лодки "Думлумпинар" водолазы не смогли посадить колокол Маккена на субмарину из-за сильного подводного течения. Кроме того, колокол нельзя посадить на лодку с приличным креном и дифферентом.

Нужен был более надежный и действенный способ спасения, и в середине 1950-х годов советские ученые предложили создать мини подводную лодку с "сухим" способом перехода в субмарину.

Так на свет появился первый в мире управляемый подводный снаряд (УПС). Этот аппарат прибыл в Севастополь в конце 1961 года. Он был похож на яйцо с камерой присоса в нижней части, обвешанный множеством "ящиков" разных форм. Его габариты были весьма скромны — длина 3,95 метра, ширина – 3,09 метра, высота – 3,44 метра. Рабочая глубина — 200 метров. Носителем УПС была экспериментальная подводная лодка проекта 666 (переделанная субмарина С-63 проекта 613). Аппарат закрепляли в носовой части субмарины над люком.

Бетонные рукава Севастополя: как ЧФ защитили от штормов и диверсантов
В 1972 году УПС "присосался" к "аварийной" субмарине на глубине 60 метров и подводник (представитель приемной комиссии аппарата) Аврелий Никитинский совершил первый переход человека под водой из одной подводной лодки в другую.

"Это был действительно первый в мире переход в подводном положении, потому что на тот момент такого аппарата как УПС больше нигде не было. Мы пристыковались, сообщили в лодку, что вода откачана, давление в камере присоса нормальное, можно открывать лодочный люк. После того как все люки были открыты, я вошел в лодку из УПС и передал командиру лодки письмо от председателя госкомиссии по приемке спасательного комплекса (лодки-носителя и УПС). Когда "аварийная" лодка всплыла, они передали письмо председателю, который убедился, что стыковка состоялась", — рассказал РИА Новости Крым Никитинский.

Первые "шмели"

Наработки УПС нашли свое воплощение в новых мини-субмаринах. В начале 1970-х годов в Севастополь прибыли два аппарата: СПС (АС-1) проекта 1837 и АРС (АС-10) проекта 1839.

Ржавый "призрак" Севастополя
Первая мини-субмарина предназначалась для стыковки с терпящей бедствие подлодкой и спасения экипажа. Аппарат мог погружаться на глубину до 500 метров и брать к себе на борт 16 (20) человек. Вторая специальная подлодка была оборудована руками-манипуляторами, которыми можно было подключать к затонувшей субмарине шланг с воздухом, обрезать тросы, поднимать на поверхность предметы и выполнять другие подводные работы. В длину эти аппараты были чуть более 10 метров, в ширину — около четырех, в высоту — почти пять метров, вес — около 45 тонн.

Позже в ВМФ решили создать аппарат, который мог работать на больших глубинах, и сочетать в себе характеристики и АРСом, и СПСов. Так появились автономные рабочие снаряды проекта 1855 "Приз" с глубиной погружения до одной тысячи метров.

Древний ил севастопольских бухт – амфоры, боеприпасы и вещи белогвардейцев
"Эти аппараты могли стыковаться с подводными лодками и выполнять подводные работы благодаря установленным рукам-манипуляторам. Они комплектовались более продвинутым оборудованием. Их основный козырь — титановый корпус, который не подвергался коррозии и выдерживал большее давление", — рассказал РИА Новости Крым командир первого АРСа Юрий Карелин.

Помимо "шмелей" на вооружении ЧФ стояли и сверхглубоководные аппараты, которые частично выполняли функции АРСов – искали объекты и выполняли определенные подводные работы. Сверхмалые подложки проекта 1832 "Поиск 2" были укомплектованы иллюминаторами из особо чистого стекла и оборудованием, которое позволяло с точностью до сантиметров определять положение корабля относительно морского дна, ориентироваться в подводной обстановке, предотвращая столкновения с подводными скалами. В декабре 1975 года "Поиск 2" опустился на дно Черного моря, достигнув глубины 2026 метров.

Совершенно секретно

Тоннель или мост: как соединить два берега Севастополя
Подводные лодки специального назначения ВМФ долгие годы окружала атмосфера секретности. Доступ к "шмелям" максимально ограничивали, а когда это было невозможно, то скрывали от назойливых глаз под специальными брезентовыми чехлами. Даже главком ВМФ Сергей Горшков во время инспекции Севастополя сильно удивился, когда впервые увидел эти мини-субмарины.

"Когда мы показали главкому работу этих аппаратов – погрузили АРС под воду в Южной бухте, прошли под водой в одном направлении около 100 метров, развернулись на месте, прошли обратным курсом и всплыли, Горшков сильно удивился и спросил: ваш аппарат что "летает" под водой? Мы объяснили, что это очень маневренные снаряды, как вертолеты в небе", — отметил Карелин.

В 1972 году современную военно-морскую технику в Севастополе решили показать генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. Согласно воспоминаниям ветеранов-подводников, Леонид Ильич осматривал надраенные до блеска корабли, подводные лодки, но впечатление на него произвел как раз "шмель" – самая первая спасательная мини-субмарина АС-1. Генсек задержался у этого аппарата дольше всего.

Сразу после посещения Севастополя Брежнев отправился во Францию. В книге "Прорыв в глубину" Андрея Лубянова, посвященной мини-субмаринам ВМФ, упоминается, что во время встречи известный исследователь морей Жак Ив Кусто показал главе СССР фильм о системе подводных домиков "Приконтинет-3" на глубине 40 метров, где жили ученые. После просмотра Леонид Ильич заявил, что в стране советов пока ничего подобного нет.

Эта фраза вызвала "головную боль" у главкома и ряда адмиралов, которые были в курсе успехов советских ученых и подводников. Всему вина неоправданная засекреченность всего того, что было связано с освоением глубин.

288-ая группа

С ростом количества сверхмалых подводных лодок ВМФ возникла потребность в создании отдельного подразделения, специализировавшегося только на подобных глубоководных аппаратах. Так была создана 288-ая группа подводных лодок специального назначения, в сферу задач которой входило испытание аппаратов, обучение экипажей, отправка мини-субмарин на другие флоты. 21 сентября 1974 года группа вошла в состав дивизиона спасательных судов ЧФ. За годы существования в ее состав входили и проходили испытания 30 подводных аппаратов проектов 1837, 1839, 1832 ("Поиск-2"), 1906 ("Поиск-6"), 1837-к, 18392, 1855 ("Приз"). В самые активные годы подводники группы делали в среднем 150-200 погружений в год. Было проведено много глубоководных и экспериментальных погружений, многие с пометкой "впервые".

С развалом Советского Союза уникальные подводные аппараты стали списывать на лом или продавать. Количество погружений всей группы сократилось более чем в 10 раз. В 1997 году группа была расформирована. На тот момент в подразделении остался лишь один автономный рабочий снаряд – АС-5 (проекта 1837) на корабле-носителе "Коммуна". Но и этот аппарат был переведен на Балтийский флот в начале 2000-х годов. Подводные "шмели" ушли из Севастополя.

Константиновская батарея: два века на охране Севастополя
Подводники – особая каста военно-морского флота. Взаимоотношения экипажей субмарин и подводных аппаратов существенно отличаются от порядков на надводных кораблях и береговых частях ВМФ.

"На подводной лодке, связано это и с ограниченным пространством, и со спецификой службы, отношения семейные. Все члены экипажа равны между собой, конечно, с соблюдением субординации", — подчеркнул Карелин.

Даже после ликвидации 288-ой группы каждый год в первой половине осени (когда она была создана) офицеры и мичманы когда-то секретной части собираются вместе, чтобы вспомнить о своих глубоководных походах.

Новая надежда

Под грифом "секретно": вся правда о боевых дельфинах в Севастополе
Во времена Украины официальный Киев запрещал пополнять ЧФ в Севастополе новыми судами. Эта ситуация изменилась только после возвращения Крыма в состав России.

По информации собеседников РИА Новости Крым в ЧФ, в 2015 году из Тихоокеанского флота в Севастополь приходят два автономных рабочих снаряда — АС-20 (проекта 1839) и "Приз". Первый подводный "шмель" давно списан, и не в состоянии выполнять подводные работы. В планах ветеранов-подводников передать его в музей гидронавтов. Его титановый собрат еще вполне бодр и крепок. "Приз" разместили на "Коммуне" и периодически выпускают в море.

Сегодня в составе всех флотов ВМФ России шесть рабочих подводных спасательных аппаратов – четыре "Приза" и два "Бестера". По своим качествам и способностям эти мини-субмарины значительно превосходят автономные снаряды, которые когда-то входили в состав 288-ой группы. Кроме того, в состав спасательных служб флота входят и современные беспилотные спасательные аппараты, которые могут выполнять подводные работы дистанционно.

Рекомендуем