СЕВАСТОПОЛЬ, 22 янв – РИА Новости Крым, Андрей Киреев. Очень часто трагедии кардинально меняют отношение к устоявшимся правилам и нормам. Так на свет появляются подушки безопасности, системы пожаротушения, экстренного торможения и множество других изобретений, призванных обезопасить человека, объект или территорию. В истории Черноморского флота России такие трагедии также случались. Следствием некоторых катастроф стало появление двух молов на выходе из Севастопольской бухты.
"Императрица Мария" и боновые заграждения
"В царские времена вход в Севастопольскую бухту по всей протяженности был перекрыт боно-сетевыми заграждениями – сплетенной из мощной проволоки сетью, которая держалась за счет специальных поплавков и доходила до самого дна. В центре этих заграждений были сделаны специальные ворота, которые для прохода кораблей открывал специальный буксир", — рассказал РИА Новости Крым капитан первого ранга в отставке Юрий Пляченко, в свое время руководивший отрядом борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами ЧФ.
Впрочем, это минное поле за свою историю не нанесло вреда ни одному вражескому кораблю.
С конца 1920-х годов до начала Великой Отечественной войны в Севастополе велось активное строительство береговых батарей. Для защиты кораблей вновь ставили боновые заграждения.
После войны их производство вышло на промышленный уровень, поскольку подобные сети стали использовать во всех флотах.
"Были разработаны специальные тяжелые сети, которые не могли прорвать подводные лодки, но использовались проще (противоторпедные сети) — с разрывным усилием кольца 28 тонн. Попадая в такую сеть, торпеда упиралась, расходовала топливо и затухала", — поясняет Пляченко.
"Новороссийск" и молы
"В ноябре 1969 года во время мощного шторма воротную секцию боновых заграждений, которая держалась на 30-ти тонном якоре, течение унесло в Карантинную бухту", — вспоминает капитан первого ранга в отставке.
Еще один минус – водолазы-диверсанты могли преодолеть заграждения.
Остро вопрос об улучшении системы защиты кораблей ЧФ в бухтах города встал после трагедии с линкором "Новороссийск". После Великой Отечественной войны ЧФ получил его (носил название Giulio Cesare) от Италии в счет репараций.
А осенью 1955 года с ним случилась такая же трагедия, как с дредноутом "Императрица Мария" – корабль взорвался и затонул. Среди версий катастрофы – взрыв немецкой донной мины, которая осталась в бухте со времен войны, детонация корабельного боезапаса, диверсия. Бытует мнение, что перед передачей судна в нем был спрятан боезаряд, который активировали итальянские боевые пловцы меньшей взрывчаткой.
"Идея защитить Севастопольскую бухту молами принадлежит главнокомандующему ВМФ Советского Союза Сергею Горшкову. Актуальным вопрос стал в 60-х годах, когда был построен новый флот и наши корабли вышли в океан. Тогда и появились первые проекты молов", — говорит Пляченко.
Конфликт чиновников и военных
Сооружения должны были перекрыть почти всю бухту, оставив проход для кораблей протяженностью 180 метров. Один из проектов – построить на краях молов башни, оборудованные механизмом для подъема металлических сетей. Однако этим замыслам свершиться было не суждено.
Против реализации проекта выступали и городские власти, которые небезосновательно считали, что строительство сооружений негативно скажется на экологии бухты: поменяются течения, вода перестанет обновляться, начнется активный рост водорослей, что приведет к загрязнению гавани. Но слово главкома ВМФ перевесило доводы чиновников.
Молы было решено строить по примеру пирамиды: засыпать камень горкой, чтобы в нижней части ширина насыпи составила около 250 метров, в верхней – примерно 20 метров.
ЧФ за три года получил более 50 новейших кораблей и подлодок >>
"Когда примерно половина молов была построена, провели анализ донных отложений, которые показали, что над скальным грунтом дна располагается прослойка ила, над ним — песка и щебня. Возникал риск провала молов – своей массой они могли выдавить ил, как пасту из тюбика. Были планы по установке свай длиной 60 метров, но, посчитав расходы, от них отказались", — поясняет Пляченко.
Сложное дно стало причиной остановки строительства молов. В итоге расстояние между ними составило около 400 метров. Этот проход также прикрыли боновыми заграждениями. Кроме того, в 1960-х годах в городе-герое был создан первый в СССР океанариум, где готовили и применяли в деле боевых дельфинов. В 1980-х эти животные охраняли вход в Севастопольскую бухту.
"В районе Константиновской батареи была развернута биотехническая система, состоящая из клетей с дельфинами и береговым постом управления. Животные сканировали вход в Севастопольскую бухту своими эхолотами, и при обнаружении подозрительных сигналов нажимали на специальный рычаг, который сигнализировал наблюдателю о вероятном диверсанте. После этого начинался поиск пловца", — рассказал РИА Новости Крым бывший руководитель океанариума (1990-1994 года), где во времена СССР готовили боевых дельфинов, Виталий Юрганов.
По поводу эффективности боевых дельфинов в борьбе с диверсантами мнения специалистов разнятся. Некоторые ветераны подводного спецназа считают, что проект был успешен, другие относятся к таким обученным животным скептически.
Общественное благо
"Помню, был эпизод, когда "ОС-24" (бывший крейсер "Ворошилов") сорвало с бочек и несло на крейсер "Ленинград". Чтобы удержать корабль, был срочно направлен буксир", — вспоминает Пляченко.
И таких случаев было немало.
После развала Советского Союза боновые заграждения и проект боевых дельфинов прекратили свое существование: сети затонули, животных передали в дельфинарии. Но молы продолжали выполнять свое предназначение под новым флагом. Делают они это и сегодня. А после возвращения Севастополя в состав России возрождаются и другие проекты защиты ЧФ.