Диана Михайлова, независимый военный эксперт
В результате, к весне 2016 г. постоянно сокращавшийся корабельный состав достиг критического значения. На вооружении ВМС Украины остался всего один серьезный корабль — фрегат "Гетман Сагайдачный", РЛС для которого была приобретена на средства, собранные волонтерами, в гражданском исполнении, навигационная система вышла из строя, а приобретенное в результате проведения тендера оборудование камбуза — оказалось непригодным для использования на данном корабле.
Источник: разведка ЧФ отслеживает эсминец США "Портер" в Черном море >>
Вторым по значимости, но не по состоянию, является ракетный катер "Прилуки", оставшийся единственным в ВМС кораблем, способным нести противокорабельное управляемое ракетное оружие. С учетом почтенного возраста (более 40 лет) и соответствующего состояния, последние боевые стрельбы с его участием прошли в далеком 1999 г. Состояние ракет, возраст которых ненамного меньше, комментариям не подлежит. Оставшаяся группа кораблей принадлежит к вспомогательным: тральщик "Геническ", десантные корабли "Сватово", "Кировоград", сторожевой катер "Винница" и артиллерийский катер "Скадовск". Всего в распоряжении нового командующего флотом 9 кораблей. Напомним, что бывший командующий ВМС вице-адмирал Сергей Гайдук обещал, что к концу 2020 г. в их составе будет 66 кораблей…
Излишне говорить и об отсутствии места для базирования военного флота. Порты Одессы и Ильичевска, идеально подходящие для торговых судов, совершенно не рассчитаны для базирования серьезных военно-морских сил, к тому же, делая их весьма уязвимыми в случае нападения с моря и подвергая опасности гражданскую инфраструктуру и торговые суда.
Возродить утраченную мощь, по мнению предыдущего командующего украинских ВМС вице-адмирала Сергея Гайдука, был призван подводный флот: "Нашими планами предусматривается до 2020 года возродить подводные силы в составе двух–четырех подводных лодок. Подводные силы должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе. Это могут быть сверхмалые, малые или даже средние подводные лодки, в том числе на правах аренды". Такая позиция не нашла отклика у руководства Министерства обороны, а сам министр Полторак прямо выразился, что "задачи флота не рассчитаны на подлодки, что свидетельствует о непрофессионализме Гайдука". Судьба единственной подводной лодки советского проекта 641 "Запорожье" также стала тому лучшим подтверждением. Как известно, почти 20 лет и десятки миллионов гривен были потрачены ради единственного опытного погружения, после чего лодка навсегда встала к причальной стенке и была списана. Вторая украинская подлодка, привезенная для создания музея, уже несколько лет находится на дне акватории Херсонского судостроительного завода.
Еще один крайне животрепещущий для флота вопрос поднял министр обороны Украины Степан Полторак: "Активные боевые действия на востоке Украины немного затормозили процесс реформирования. Здесь есть проблемы, в частности, с руководством ВМС. Мы долго искали место для размещения ВМС. У нас уже есть решение по построению военно-морской базы – в Одессе. Мы нашли территорию, помещение, мы уже нашли 100 млн грн, там будет размещено все – от лицея и академии ВМС до штаба и инфраструктуры, будут также и социальные условия для военнослужащих ВМС. Я надеюсь, что до конца года штаб ВМС заедет в новое помещении". В этой связи можно напомнить ядовитое замечание, рекомендующее менять персонал, а не апартаменты и мебель. Поэтому, пожалуй, единственным положительным для флота моментом стал подписанный 15 апреля т. г. президентом Порошенко указ № 160, внесший изменения в "Перечень должностей в ВС Украины, подлежащих замещению генералами (адмиралами)", который сократил количество адмиральских должностей в ВМСУ с 13 до 8. Впрочем, большинство экспертов убеждено, что даже это уже не поможет…