ЛАТАКИЯ (Сирия), 21 окт — РИА Новости (Крым). Никогда не фотографироваться перед вылетом и обязательно обойти по кругу самолет — таковы обязательные ритуалы, которые выполняют перед вылетом российские летчики, участвующие в операции российских ВКС против террористической группировки "Исламское государство" в Сирии, рассказали журналистам сами пилоты.
Операция ВКС РФ в Сирии, целью которой является поддержка сухопутной операции правительственных войск САР и поражение инфраструктуры ИГ, продолжается уже 20 дней. За это время российские боевые самолеты нанесли порядка 750 авиаударов по позициям боевиков.
Только "проверенные" вещи
"Так как наша техника очень сложная, а служба опасная, то, конечно, есть множество примет и ритуалов, которые мы выполняем перед полетом", — рассказал журналистам один из российских пилотов.
"Например, мы не надеваем на серьезный вылет новые вещи — только старые, проверенные. Ботинки должны научиться летать", — говорит пилот.
Еще одна примета — не фотографироваться перед вылетом, "чтобы последнюю фотографию не поставили на памятник", рассказывают летчики. Именно поэтому с сирийской авиабазы "Хмеймим" практически нет фотографий пилотов.
Ни одного эксцесса благодаря "поглаживанию"
На профессиональном сленге летчики называют этот процесс "поглаживание" — со стороны он смотрится трогательно, как будто пилот просит свою "железную лошадку" его не подвести.
Техническое обслуживание самолета действительно впечатляет — это очень сложный процесс, и занимается им целая команда профессионалов. Один инженер осматривает шасси, причем сначала их надо из шланга облить водой, чтобы они остыли — от торможения колеса сильно разогреваются, тем более, что на аэродроме "Хмеймим" сейчас стоит 30-градусная жара. Радиоэлектронщики подключают к электронным устройствам самолета специальные сканеры и сравнивают их показатели с таблицами неисправности. Если у самолета обнаружены какие-то неполадки, его отгоняют в отдельный ангар — техническую эксплуатационную часть. Если все в порядке, машина заправляется, в нее вливаются свежие технические жидкости — и она готова к новому полету. Летчикам осталось только получить координаты новой цели, будь то бункер исламистов или цех по производству поясов шахидов.
"Несмотря на высокую интенсивность полетов и высокую температуру воздуха, сбоев или так называемых проявлений человеческого фактора, на аэродроме не было", — заверил журналистов представитель Воздушно-космических сил полковник Игорь Климов.
Надувной плот на всякий случай
Чтобы исключить пресловутый человеческий фактор, летчик должен быть отдохнувшим и сытым. "Мы живем в специальных модулях по два-три человека. Условия скромные, даже телевизора у нас нет, но нам всего хватает. Главное — высыпаемся, потому что зачастую от реакции и внимания пилота зависит выполнение задания или сама его жизнь", — рассказывают летчики, которые любят расспрашивать журналистов, какие новости "на большой земле" и какая погода в России.
На случай непредвиденных ситуаций самолеты снабжены так называемым носимым аварийным запасом (НАЗ), необходимым для выживания в случае падения самолета на вражеской или безлюдной территории.
Пустую коробку, в которой содержится НАЗ, можно использовать как сковороду для разогрева пищи.
Как пояснили журналистам техники, НАЗ обычно находится под сиденьем внутри катапультного кресла. При катапультировании НАЗ срабатывает, в частности, первым включается радиомаяк — он должен сообщить на базу, где находится пилот. Затем срабатывает плот.
"Вылет может быть долгий, поэтому у нас считается, что нельзя лететь на пустой желудок", — добавляет пилот. Кормят летчиков в общей столовой, питание трехразовое. В основном это обычная, привычная пища — суп или борщ, котлета с гречкой или макаронами. Чтобы немного разнообразить свое питание и купить, например, шоколад или пряники, можно заглянуть в вагончик "Военторга" — один из них "припаркован" прямо около самолетов. Торгуют только за рубли.