МОСКВА, 8 мар — РИА Новости, Татьяна Пичугина. Многие исследователи пытались найти химические и биологические причины любви, но только американскому антропологу Хелен Фишер (Helen Fisher) из Института Кинси удалось буквально сфотографировать это чувство, вернее то, как оно отражается в мозге человека. Нейроны каких отделов управляют любовью — в материале РИА Новости.
Как мы влюбляемся? Единого ответа на это не существует. Процесс выбора партнера происходит под влиянием множества социальных и биологических факторов. Оценивается все: жизненные и эстетические ценности, этнический фактор, социально-экономическое положение, уровень образованности и интеллекта, чувство юмора, общие политические и социальные цели, финансовая стабильность. Нередко влюбляются в тех, кто похож на одного из родителей или друзей. Важны также внешность и темперамент, который, как полагают исследователи, определяется уровнем четырех гормонов — тестостерона, дофамина, серотонина, окситоцина или вазопрессина.
Просканировать любовь
Дофамин, или гормон счастья, вырабатывается в мозге в большом количестве, когда человек испытывает удовольствие, например, во время секса или приема вкусной пищи. Мозг использует этот гормон, чтобы запомнить радостное состояние. Он запускает процессы концентрации внимания на цели и мотивации, хочет еще раз пережить приятное чувство.
Эта система включает в себя несколько отделов мозга, главный из которых — вентральная покрышка среднего мозга. Там синтезируется дофамин у человека, переживающего острую фазу влюбленности. Гормон побуждает сосредоточиться на объекте страсти, вызывает прилив энергии, сильных эмоций и желание добиться взаимной любви.
Прилежащее ядро — еще один отдел системы вознаграждения. "Он активен у счастливо влюбленных или отвергнутых. Он также активируется при любых зависимостях, химических или поведенческих, показывая, что романтическая любовь — это тоже зависимость, прекрасная, если все хорошо, и ужасная, когда чувства безответны", — комментирует специально для РИА Новости результаты своей работы Хелен Фишер.
Свои исследования Фишер обобщила в многочисленных научных статьях и книгах. Монография "Почему мы любим: природа и химия настоящей любви" издана на русском языке в 2013 году, а в 2016-м вышло второе издание книги "Anatomy of Love: a Natural History of Mating, Marriage, and Why We Stray ("Анатомия любви: естественная история спаривания, брака, и почему мы сбиваемся с пути").
Что общего у любви и страдания
Если человек мучается из-за неразделенной любви, то, помимо активации вентральной покрышки среднего мозга и прилежащего ядра, у него "загораются" орбитофронтальная/префронтальная кора, отвечающая за страстное желание и зависимость, а также островковая кора и передняя зубчатая фасция, связанные с физической болью и страданием. Вентральный паллидум, вызывающий чувство привязанности, тоже активен.
Потерпев неудачу, человек испытывает наряду с любовью сильнейшие физические и психологические страдания, ярость, у него повышается кровяное давление, сердце бьется чаще, подавляется иммунная система. У него наблюдаются рецидивы влюбленности, состояние покорности, периоды отчаяния и уныния, апатия и депрессия. Он может умереть из-за сердечного приступа или инсульта.
Природа моногамности
Моногамия свойственна многим млекопитающим и птицам. К примеру, прелестные полевки остаются с одним партнером всю жизнь. Во время любовного экстаза у самок в прилежащем ядре мозга синтезируется окситоцин, а в вентральном паллидуме у самцов вырабатывается вазопрессин. Эти отделы мозга, как и у людей, отвечают за вознаграждение, мотивацию выбрать определенного партнера, выразить привязанность, и в итоге — создать пару.
Станислав Дробышевский, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, полагает, что для людей типична не чистая, а сериальная (последовательная) моногамия. Это когда человек образует в течение жизни несколько разных пар.
Методы любви
Хелен Фишер приводит данные о том, что любовь облегчает состояние у людей с тяжкими зависимостями, например, у тех, кто курит даже ночью. Медики способны разработать терапевтические методы на основе любви для помощи зависимым людям, поскольку оба состояния используют одни и те же отделы мозга. Любовью можно лечить сильное горе и другие тяжкие состояния. С другой стороны, приняв точку зрения, что любовь — завоевание эволюции, юристы могли бы иначе квалифицировать поступки, к которым приводит взаимная или неразделенная любовь.