СИМФЕРОПОЛЬ, 14 дек – РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. Пограничный катер-перехватчик проекта "Соболь" начинает снижать скорость возле арок Крымского моста и проходит под ними на малом ходу. Слева тяжело и медленно "скользят" два сухогруза. Экипаж пограничного катера гигантскими арками моста уже не удивишь. Защита транспортного перехода через Керченский пролив – одна из основных задач пограничников, которые ежедневно патрулируют акваторию пролива и досматривают "подозрительные" суда.
Как костромской парень стал командиром в Керчи
Территория, где базируется группа пограничных сторожевых катеров, находится недалеко от горы Митридат. Отсюда открывается красивый вид на строящийся Крымский мост. Правда, сегодня он слегка скрыт туманом. Пограничники практически с первого дня стройки наблюдали, как растет мост, видели момент установки арок.
![Вид на мост через Керченский пролив Вид на мост через Керченский пролив](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111314/85/1113148523_0:0:4132:2412_600x0_80_0_0_9bc9bce633d0aa615236f18314a02719.jpg)
Экипаж "Соболя" в составе 11 человек и двумя журналистами РИА Новости Крым на борту готов выдвинуться в его сторону.
Перед выходом в открытое море командир сторожевого катера, Алексей Саулин рассказывает, как он, простой парень из Костромы, попал на службу в Керчь. В 2010 году Алексей поступил в Институт береговой охраны ФСБ России в Анапе.
"Я самостоятельно выбрал где буду служить, и отправился в Крым. Я учился на четвертом курсе, когда в 2014 году Крым вернулся в состав России, и сразу решил для себя, что приеду служить сюда", — вспоминает командир.
![Командир пограничного катера-перехватчика проекта Соболь Алексей Саулин Командир пограничного катера-перехватчика проекта Соболь Алексей Саулин](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111316/57/1113165751_0:0:1280:758_600x0_80_0_0_5ad38083e8a8fa4d18efc7490214703a.jpg)
Свой катер он получил два года назад, на тот момент судно только сошло с верфи.
"При поступлении информации о нарушителях мы выходим с базы и осуществляем перехват. Патрулируем район Керченского пролива, Азовского и Черного морей. Задачи у нас разные: защита и охрана государственной границы, внутренних морских вод, а также обеспечение безопасности транспортного перехода через Керченский пролив. Любое подозрительное судно останавливается, проверяется до прохода под арками, и только после этого ему дается "добро", — рассказал Алексей, при этом пристально следя за тем, как катер готовится к выходу.
В этот момент экипаж смывает соль с конструкционных частей судна.
Наконец, раздается сигнал готовности, все поднимаются на борт, и катер на малом ходу выходит из бухты.
![Суда проходят под арками моста через Керченский пролив Суда проходят под арками моста через Керченский пролив](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111314/98/1113149887_0:0:4920:3216_600x0_80_0_0_a223d80447e0c11bc56535cb3edcb591.jpg)
Погода не всегда на стороне пограничников. И если журналистам РИА Новости Крым повезло попасть в Керчь в безветренную погоду, то пограничникам приходится работать и в более суровых условиях, когда на пролив обрушивается шторм.
![Пограничный катер-перехватчик проекта Соболь во время работы Пограничный катер-перехватчик проекта Соболь во время работы](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111314/89/1113148932_0:0:4794:3062_600x0_80_0_0_c9637448fe687738f39b1ac07117cc18.jpg)
"Как только задувает ветер – поднимается высокая волна, а работу никто не отменял. В таких случаях для проверки судов приходится спускать моторную лодку, на которой в шторм подойти к проверяемому судну проще", — поясняет командир.
Браконьеров выжили
"До того, как мы начали тут работать незаконный лов в Керченском проливе процветал. Сейчас браконьеры уже наученные и понимают, какую ответственность понесут. Многие, чтобы не рисковать, легализовались", — не без гордости рассказывает Алексей.
![Буксир проходит под арками моста через Керченский пролив Буксир проходит под арками моста через Керченский пролив](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111314/95/1113149539_0:0:5325:3354_600x0_80_0_0_aa38a3ed336d5ef3ffcf55d466aa0729.jpg)
Тем временем катер приближается к аркам строящегося моста, под которыми как раз проходят два сухогруза. Командир дает команду снизить обороты двигателя и перейти на малый ход, и катер заходит под арки моста.
Отсюда хорошо видно, что работы в этой зоне в самом разгаре: по обе стороны слышны крики строителей и шум работающих инструментов. Суда тут двигаются как по дороге — движение левостороннее, о чем говорят специальные знаки, установленные на арках.
![Суда проходят под арками моста через Керченский пролив Суда проходят под арками моста через Керченский пролив](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111315/24/1113152420_0:0:5208:3352_600x0_80_0_0_62c9c1743b64df52017abea4f3af30c0.jpg)
Плафон морской воды и "Ейск"
"Распорядок дня на пограничном катере зависит от того в море мы или на базе. В море подъем в 11 часов, поскольку идет непрерывная круглосуточная вахта, построение, осмотр формы одежды, инструктажи. Дальше или работы, или подготовка", — рассказывает Алексей, а катер тем временем уверенно опережает сухогруз, медленно идущий по параллельному курсу.
![Капитанский мостик пограничного катера-перехватчика проекта Соболь Капитанский мостик пограничного катера-перехватчика проекта Соболь](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111314/92/1113149224_0:0:5172:3320_600x0_80_0_0_aa5a8b62523ca0f35a36ffc973390e06.jpg)
"Когда мы заходим на базу или выходим из нее — постоянно встречаем "Ейск". Он стал для нас чем-то вроде талисмана", — кивает в сторону судна Алексей.
А вот других талисманов на борту нет. Но на катере твердо следуют традициям, и основная – напоить морской водой того, кто первый раз вышел в море.
"У нас сотрудники не первый год служат, если же к нам кого-то прикомандировывают или на стажировку приходят курсанты, то при выходе в море они выпивают плафон морской воды, держа над гюйсом. Я свой плафон выпил в 2011 году, когда был на стажировке во Владивостоке", — рассказывает Алексей.
![Пограничный катер-перехватчик проекта Соболь во время работы Пограничный катер-перехватчик проекта Соболь во время работы](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111314/99/1113149998_0:0:5199:3281_600x0_80_0_0_f6f67281392f2da3cede6561b05ea7cf.jpg)
![Пункт пропуска Армянск на границе Крыма и Украины Пункт пропуска Армянск на границе Крыма и Украины](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111203/18/1112031853_0:76:2449:1463_600x0_80_0_0_a81a225c7f53d2cc29257f92e0577f49.jpg)
Когда удается попасть на сушу, экипаж "уверенной морской" походкой идет к семьям.
Командир уверен: без надежного тыла пограничнику никак нельзя.
"Нас ждут дома. Это самое радостное – после похода вернуться домой. Моя жена знала на что идет, стойко переносит все невзгоды и мое частое отсутствие. Для моряков-пограничников тыл – самое главное. Если есть возможность и пару свободных минут — всегда звоню жене", — делится Алексей.
![Экипаж пограничного катера-перехватчика проекта Соболь швартуется на территории базирования группы пограничных сторожевых катеров в Керчи Экипаж пограничного катера-перехватчика проекта Соболь швартуется на территории базирования группы пограничных сторожевых катеров в Керчи](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111315/02/1113150266_0:0:5340:3410_600x0_80_0_0_8ded62c1a0dbcd9bf40fc1b92b534245.jpg)
Время уже близится к обеду и по прибытии на базу личный состав спускается в кают-компанию, где кок накрывает на стол. Алексей показывает на накрытый стол, где дымится только что сваренный картофельный суп.
"У нас совсем другая норма довольствия, не такая, как у сухопутных подразделений. Плавсостав всегда этим отличался. У нас на катере есть кок, который прекрасно готовит, а от питания зависит работоспособность экипажа", — рассказывает Алексей и садится за стол, пока корабельный повар заканчивает приготовления к обеду.
И компот
Кок на борту "Соболя" опытный. Егор Симонов уже семь лет профессионально готовит. Правда на катере, да и вообще в море, он первый год. За это время Егор привык к тому, что камбуз не всегда горизонтален земле и во время качки велик шанс получить травму или лишить экипаж обеда.
"Сложно готовить во время качки, чтобы все не разлилось. Но мне тут все нравится. Я был раньше сухопутным поваром, но когда оказался на катере, понравилось гораздо больше. Здесь не экипаж, здесь – семья. И готовишь по-другому, душу вкладываешь", — рассказывает Егор и параллельно накрывает на стол.
![Кок на борту пограничного катера-перехватчика проекта Соболь Егор Симонов Кок на борту пограничного катера-перехватчика проекта Соболь Егор Симонов](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111315/04/1113150434_0:0:5136:3293_600x0_80_0_0_50b5355bc172cff889239bae8016f58e.jpg)
"У нас всегда есть раскладка на неделю, утвержденная руководством. Вот сегодня у нас на завтрак гречневая каша и гуляш, на обед – картофельный суп, плов и компот, на ужин — жареная рыба и рис", — рассказывает кок. По его словам, во время сильной качки от первого приходится отказываться, ведь его и приготовить в таких условиях сложно, да и есть неудобно.
Жизнь у маяка
Не только "морские волки" следят за ситуацией в Керченском проливе. В селе Багерово, на мысе Фонарь, за маяком находится радиотехнический пост, с которого наблюдают за происходящим в территориальных водах. Место выбрано не случайно: с мыса видно все, что происходит в Керченском проливе, а добраться сюда можно только через охраняемую территорию, прилегающую к маяку, или по грунтовой дороге, по которой на легковом транспорте не проедешь.
![Радиотехнический пост на мысе Фонарь (с. Багерово) Радиотехнический пост на мысе Фонарь (с. Багерово)](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111315/12/1113151296_0:0:5040:3483_600x0_80_0_0_aecac29160bd0ac163a6b2bb56860c4c.jpg)
"Радиотехнический пост находится на мысе Фонарь. Мы контролируем суда, которые проходят по участку, и, благодаря расположению пункта, мы можем следить за ситуацией в районе Керченской паромной переправы, транспортного перехода через Керченский пролив", — рассказывает и.о. начальника отделения в Багерово Владислав Кочубей.
По его словам, рассказывать о технических средствах, применяющихся при мониторинге, нельзя — информация служебная. Но какие-то небольшие нюансы все же озвучивает.
![Вид на Керченский пролив с радиотехнического поста на мысе Фонарь (с. Багерово) Вид на Керченский пролив с радиотехнического поста на мысе Фонарь (с. Багерово)](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111315/08/1113150809_0:0:4982:3313_600x0_80_0_0_b208d6477a3769f1dfe3ee1e0aa87e6e.jpg)
"Ведется круглосуточное наблюдение, как визуальное, так и с помощью спецсредств, таких как тепловизоры. Техника у нас на хорошем уровне, что позволяет решать все поставленные задачи", — заверяет офицер.
Стоит отметить, что на вооружении у керченских пограничников стоят самые современные средства. Например, сторожевой катер "Соболь" один из самых быстрых не только в Крыму, но и в России. В зависимости от поставленных задач корректируется и вооружение.
![Сотрудник пограничного управления на радиотехническом посте на мысе Фонарь (с. Багерово) Сотрудник пограничного управления на радиотехническом посте на мысе Фонарь (с. Багерово)](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111315/13/1113151378_0:0:5208:3137_600x0_80_0_0_9673ca1f54fa3d7bb078ab90ef771e80.jpg)
Кроме того, сейчас испытания в Керчи проходит модернизированное судно проекта "Ламантин". Его грузоподъемность — 112 тонн, и способное работать в автономном режиме до 10 суток. В ближайшее время оно заступит на службу.
![Модернизированный пограничный катер проекта Ламантин Модернизированный пограничный катер проекта Ламантин](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111315/21/1113152185_0:0:5335:3414_600x0_80_0_0_6a8eb7b2994b50c6d28507a30585b90d.jpg)