13 мая в России отмечается День Черноморского флота. Праздник был установлен приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности".
История зарождения и становления Черноморского флота ведет свое начало со второй половины ХVIII века, когда Россия добилась крупных успехов в борьбе за выход к морям и утвердилась на берегах Азовского и Черного морей. В 1773 году на Черном море успешно действовала созданная на основе Азовской флотилии Черноморская эскадра. Она базировалась в Керчи и двумя отрядами несла крейсерскую службу между Балаклавой, Феодосией и Суджук-Кале (ныне — Новороссийск).
Эскадра состояла из маломерных судов, которые были не способны противостоять турецкому флоту в открытом море. В связи с этим 22 декабря (11 декабря по старому стилю) 1775 года был издан указ Екатерины II, в котором определялись основные направления строительства флота на Черном море. В 1778 году для строительства глубокосидящих морских судов и вывода их прямо в Черное море был основан город Херсон с верфью.
Для защиты отвоеванных у Турции земель и обеспечения судоходства на Черном море Россия нуждалась в сильном флоте. Длительное время шли поиски удобных мест для базирования главных сил флота. Одной из таких бухт оказалась Ахтиарская, расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова, у развалин древнего Херсонеса.
13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 года в Ахтиарскую бухту прибыла эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Федота Клокачева, назначенного в январе 1783 года командующим "флотом, заводимым на Черном и Азовском морях". С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом (ЧФ), а дату входа сил Азовской флотилии в Ахтиарскую бухту принято считать днем создания Черноморского флота.
В 1785 году был утвержден первый штат Черноморского флота, по которому он должен был иметь 12 линейных кораблей, 20 больших фрегатов, пять боевых шхун, 18 транспортных и вспомогательных судов.
В XVIII-XIX веках ЧФ успешно действовал в войнах России с Турцией, Францией и другими государствами (победы при Фидониси, Калиакрии, Корфу, в Афонском и Синопском морских сражениях и другие). Черноморские моряки доблестно сражались во время Севастопольской обороны 1854-1855 годов. После поражения в Крымской войне 1853-1856 годов Россия лишилась права иметь на Черном море военный флот.
Лишь после отмены этих ограничений в 1871 году она приступила к созданию ЧФ по программе строительства парового броненосного флота.
К началу ХХ века Черноморский флот превратился в серьезную боевую силу на юге России. К осени 1917 года он насчитывал 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию.
В мае 1920 года в составе Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ) были образованы Морские силы Черного и Азовского морей (с января 1935 года — вновь ЧФ). Началось восстановление ЧФ, усиление его за счет кораблей, переведенных с Балтики. В 1929-1937 годы он получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы военно-воздушные силы (ВВС), береговая оборона и система противовоздушной обороны ЧФ.
К началу Великой Отечественной войны (1941-1945) в состав ЧФ входили линейный корабль "Парижская коммуна" (позднее переименованный в "Севастополь"), крейсеры "Красный Крым", "Ворошилов", "Молотов", 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда.
ВВС флота насчитывали 625 самолетов.
В ходе войны ЧФ оборонял базы и побережье, защищал свои коммуникации, действовал на коммуникациях противника, наносил авиационные удары по его береговым объектам. Совместно с сухопутными войсками оборонял Одессу, Севастополь, Новороссийск, Туапсе, участвовал в битве за Кавказ, в Керченско-Феодосийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях. В последующем принимал участие в Новороссийско-Таманской, Крымской, Одесской, Ясско-Кишиневской операциях. За годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям ЧФ было присвоено звание гвардейских, 228 воинам-черноморцам присвоено звание Героя Советского Союза.
После распада СССР с августа 1992 года ЧФ существовал как объединенный (РФ и Украины). Согласно двухсторонним соглашениям по ЧФ 1995 и 1997 годов на его основе были созданы ЧФ РФ и ВМС Украины с раздельным базированием, определен статус российского флота на территории Украины.
12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был вновь поднят исторический Андреевский флаг, под которым черноморцы возобновили участие сил в дальних походах не только в Средиземном море, но и в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.
2 апреля 2014 года в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя президентом России был подписан Федеральный закон "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины".
После этого началось обновление корабельного состава, авиации и техники береговых войск ЧФ. Были возрождены и сформированы заново ряд соединений и частей, начался процесс модернизации Черноморского флота.
Несмотря на доминирующий крымский вектор, продолжается строительство военно-морской базы ЧФ в Новороссийске. В 2016 году там были сданы причальные объекты геопорта.