На этой неделе Совет министров Республики Крым одобрил проект закона "О бюджете Республики Крым на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов". Министр финансов РК Ирина Кивико, представляя документ, отметила, что документ "во многом новационный" и впервые сформирован на трехлетний период. Также на заседании правительства утвержден прогноз социально-экономического развития РК на ближайшие три года.
Как будет развиваться экономика региона в этот период, что дал полуострову режим свободной экономической зоны и какие инвестпроекты будут реализованы в Крыму в ближайшие годы, в интервью радио "Спутник в Крыму" рассказал министр экономического развития Республики Андрей Мельников.
– Крым впервые в истории утверждает трехлетний проект бюджета. Насколько важен и актуален для Республики переход на такую систему планирования главного финансового документа?
– Утвержденный правительством Крыма проект бюджета еще претерпит какие-то изменения?
– Мы входим в активную фазу бюджетного процесса, потому что закон о бюджете на трехлетнюю перспективу переходит на обсуждение в Государственный Совет. Очевидно, что там будут дискуссии. Но Совет министров исходит из того, что основные параметры бюджета согласованы, и мы готовы их защищать.
– Каким вы видите развитие экономики Крыма в ближайшие три года, исходя из новой системы бюджетного планирования?
– При базовом сценарии социально-экономического развития региона в 2018-2020 годах республика увеличит валовый региональный продукт на 27% и выйдет за границу ВРП в 500 миллиардов рублей. Это реалистичная оценка ситуации, исходя из заключенных инвестиционных соглашений, работы свободной экономической зоны, бюджетных ориентировок в рамках региональной адресной инвестиционной программы, сбора налогов, параметров федеральной целевой программы. Мы выходим на очень хорошие темпы экономического развития по всем фронтам. У нас фактически нет отстающих секторов экономики.
– Каким образом это отразится на жизни простых крымчан?
Один из факторов, который будет давить индекс потребительских цен вниз – открытие транспортного перехода через Керченский пролив. Это удешевит доставку товаров в Крым. У нас не будет понятия "материк и мы". Мы станем единым целым с точки зрения текущих экономических связей.
– Уже почти три года в Крыму функционирует свободная экономическая зона. Каков эффект от ее работы? Насколько велик приток в СЭЗ новых участников?
– Тем не менее, здесь существуют определенные проблемы?..
– С середины этого года мы стали более пристально следить за новыми участниками СЭЗ и увидели желание некоторых создать для себя индивидуальные оффшоры, используя действующие налоговые преференции, фактически без вложений в экономику республики.
Например, у автотранспортной компании есть 28 работающих автобусов. Она покупает еще два автобуса в рамках "инвестиционного проекта", становится резидентом СЭЗ и хочет получить льготы по налогообложению на весь автопарк и существующий штат. В таком случае бюджет и экономика не получат практически ничего. Это — нехорошо, несправедливо.
Государство дает преференции только тем компаниям, которые создают новый продукт, проводят глубокую модернизацию предприятия, строят новые линии производства, то есть создают за счет твоих инвестиций добавленную стоимость. Но усилия ряда компаний пошли не туда. Мы будем проводить разъяснительные беседы с такими потенциальными участниками, которые идут в СЭЗ за экономией налогов без адекватного вложения средств. Поэтому, возможно, в ближайшее время количество участников будет расти не такими активными темпами. Но качество инвесторов при этом существенно улучшиться.
– Современный инвестор в Крыму – кто он? В какие отрасли экономики региона он готов вкладывать деньги и каких суммах идет речь?
Иная ситуация – заключение инвестиционных соглашений с использованием постановления Совмина №368, когда Республика предоставляет инвестору земельные участки и объекты недвижимости для реализации проекта без торгов и конкурса. Здесь, как правило, крупные инвесторы. Всего у нас 173 таких инвестиционных проектов. Около 34 из них – это проекты более чем на один миллиард рублей. Основное направление этих проектов – строительная отрасль. Это 41 инвестиционное соглашение на 68 миллиардов рублей.
– Речь идет о промышленной или о жилой застройке?
– В основном это жилищное строительство, причем не только на Южном берегу Крыма, но также в Симферополе и других регионах. Один из крупнейших проектов в этой сфере – создание туристско-рекреационного комплекса "Межозерье" в Феодосии. Объем инвестиций – 22 миллиарда рублей. Это масштабная жилая застройка, существенно увеличение города на площади в 130 гектар.
Еще два крупных проекта – комплекс "Жигулина Роща" в Симферополе с объемом инвестиций в 17 миллиардов рублей и многофункциональный туристско-рекреационный комплекс "Алуштинский" на 10,7 миллиарда рублей.
Это долгосрочные проекты – комплексное освоение территории, со строительством коммуникаций, инженерных сетей, социальной инфраструктуры, размещением школ, детских садов. Они будут реализовываться на протяжении трех-пяти лет, это планомерное освоение пространства.
– В Крыму есть территории, которые не настолько сильно, как ЮБК или Симферополь, привлекают инвесторов, но при этом известны в Крыму и далеко за его пределами. Например, поселок Коктебель, план развития которого разрабатывает руководимая вами рабочая группа. Как вы видите развитие этого населенного пункта?
Кроме того, мы уже подготовили, согласовали и будем в ближайшее время рассматривать на градсовете границы особой архитектурно-планировочной зоны Коктебеля. В эту зону попадает вся набережная, дом-музей Волошина и парк его имени, близлежащие улицы и район вокруг самого парка. Это сердце Коктебеля, где будет создан туристический культурно-креативный кластер.
Идет работа и по плато Тепсень. Согласно имеющимся у нас данным, там находился древний город Фуллы, в котором проповедовал святой Кирилл – основатель славянской азбуки. Если это действительно так, плато может стать точкой притяжения со значением не меньшим, чем Херсонес. Мы вместе с Госкомитетом по охране культурного наследия хотим исключить на плато Тепсень вообще какую-либо застройку.
Также в рамках развития Коктебеля нам нужно прокладывать по центральным улицам канализацию, потому что город задыхается в стоках. Нужно строить перехватывающие парковки, чтобы обеспечить туристам нормальный доступ, разворачивать торговлю внутрь поселка, убирая ее с набережной.
Есть проекты создания в Коктебеле яхтенной марины, а также гольф-поля и спортивного центра за границами поселка. Все эти предложения мы хотим экономически осмыслить и в согласии с общественностью Крыма попробовать реализовать. Сейчас мы делаем укрупненную смету, прогноз и будем готовы эти цифры отстаивать. Затем будем либо просить об увеличении финансирования, либо искать инвесторов.
– Сегодня полным ходом идет подготовка к IV Ялтинскому международному экономическому форуму. Как реализуются инвестпроекты, заключенные в рамках предыдущего форума в апреле этого года?
Ялтинский форум для нас был очень важным с точки зрения организации управления инвестиционными проектами в Республике. Мы перешли к системе индивидуального сопровождения инвестпроектов.
У нас есть маленькая, но очень дружная команда персональных менеджеров, среди которых распределены все 170 инвестпроектов. Мы провели тотальную инвентаризацию всех проектов и мониторинг их текущего состояния с выездом на место. Часть инвестиционных соглашений в силу бездействия инвесторов мы были вынуждены расторгнуть. На их место придут другие инвесторы.