СИМФЕРОПОЛЬ, 19 дек – РИА Новости Крым. Сегодня въезжающим в Крым со стороны Керченской паромной переправы полуостров кажется одной большой стройкой. Весь путь до Феодосии – а это около 100 км – и затем под Белогорском путника сопровождают тракторы, грейдеры, насыпи, дорожные рабочие в робе, на трассе то и дело приходится обгонять фуры со стройматериалами. Ровно через год здесь будет отмечаться сдача в эксплуатацию двухполосной трассы от Керчи до Симферополя, в 2020 году она будет уже четырехполосной на всем пути до Севастополя. Инженеры и строители, приехавшие из других регионов, отмечают романтичное и образное название объекта – "Таврида". Это крымчане привыкли к особенному, у нас все стройки – символы. А на "материке" дороги называют прозаично: от пункта к пункту, как Волгоград-Шахтинский, Челябинск-Троицк, или по направлению, как "Беларусь".
Вдоль трассы "Таврида" построят порядка 100 очистных сооружений >>
От каменного века до каменного моста: ТОП-7 археологических находок на трассе "Таврида" >>
"Среди механизаторов крымчан – процентов 20. Среди водителей – уже около 70%, — рассказывает заместитель начальника строительства обособленного подразделения в Кировском районе Виктор Сидоров. – В Крыму нет специализированных высших учебных заведений в области дорожного строительства. При Украине ближайший был в Харькове. Здесь таких масштабных строек просто не проводили, потому и специалистов нужного уровня нет. Квалифицированные дорожные рабочие приезжают с материка, инженерно-технические работники, в основном, тоже".
При этом крымчан на работу берут охотно, дают возможность повысить квалификацию, проявить себя. Особенное значение "Таврида" имеет для жителей близлежащих сел, не богатых рабочими местами.
Среднюю заработную плату не называют, но уверяют, что по крымским меркам она очень достойная. Плюс предоставляют жилье, все бытовые условия, следят, чтобы сотрудников никакие заботы не отвлекали, ведь трассу на данном этапе строят круглосуточно – сменами по 12 часов.
Вячеслав Лобачев – прораб по укладке асфальтобетона: "У нас вологодская бригада. Много ребят из Вологды. Уже месяц здесь, недельки две еще пробудем, а Новый год будем отмечать дома. Потом вернемся снова. Приехали в конце октября. Пока что Крым теплом не радует. А до лета вряд ли останемся. Еще пока мало мест посетили – только близлежащие Феодосию и Коктебель. В последний раз был в Крыму еще в детстве – в Артеке. Думаю, по новой дороге уже поеду отдыхать, чтобы показать детям, где папа работал".
Рабочее движение на автоподходах к мосту в Крым откроют в апреле 2018 года – Сафронов >>
На 17 участках трассы "Таврида" в Крыму разместят системы видеофиксации >>
Специально отмечать Новый год на объекте никто не будет. Решение подрядчика – построить смену вахт таким образом, чтобы большая часть сотрудников уехала домой перед праздниками, а после них приехали уже другие. На отдых дается три дня: 31 декабря, 1 и 2 января. Это единственная передышка в зимний период, так как холода работам не помеха.
"Ни снег, ни дождь не бывают долгими. Даже при отрицательных температурах можно устраивать насыпи. Покрытие можно укладывать до +5С с применением специальных добавок. В дождь асфальт, конечно, не укладывают. Дорожного рабочего на время непогоды перебрасывают на другой фронт. Если у асфальтобетонщика нет работы, он временно идет, например, на сборку труб", — рассказывает заместитель главного инженера по строительству Службы автомобильных дорог Республики Крым Владимир Глушков.
Назаров уверен, что строительство трассы "Таврида" будет вестись по графику >>
"Конечно, продолжительность строительного сезона намного дольше из-за климатических особенностей. При проектировании заложено все необходимое для того, чтобы дорога не плыла летом от жары. Используется вяжущее органическое в виде битума БНД 60/90. В регионах, где попрохладнее – БНД 90/130. Местные материалы используются только в случае, если они соответствуют всем требованиям – в основном, для земляных работ. Для дорожной одежды применяется исключительно привозной материал, крымский по характеристикам не проходит", — комментирует Глушков.
При этом асфальтобетонную смесь производят тут же – на мобильных заводах. Таких в Крыму на сегодняшний день смонтировали четыре. Каждый выпускает 200-300 тонн материала в сутки. Как только комплекс отработает свое – его разберут и перевезут на новое место.
Мастер одного из участков Мартан Балак приехал из тех мест, где строительство дорог сегодня, увы, ведется совсем другими методами. Столь экзотичные имя и фамилия не могли не заинтересовать журналиста. У молодого специалиста оказалась интересная жизненная география. "Вообще я родом из Донецка, но приехал из Киева. Папа – венгр, мама – наполовину немка, наполовину – русская. Будущая супруга – керчанка. У нас свадьба 29 декабря. Приехал к теще, а тут дорогу строят. Заехал в ВАД, прошел собеседование, был принят. Работаю уже два месяца", — рассказывает Мартан.
Все о строительстве трассы "Таврида" — в сюжете РИА Новости Крым >>
"Там постоянно была нехватка дизтоплива, материалов, квалифицированного персонала. Здесь же все в точности до наоборот. Руководство обозначает сроки, ты исходя из этих сроков принимаешь решение: какие механизмы тебе нужны, сколько материалов – и все получаешь. Плюс на Украине у меня была задолженность по заработной плате полгода. Здесь все платят официально день-в-день. Так что я уверен в завтрашнем дне. Планирую после свадьбы остаться в Крыму навсегда и дальше работать", — рассказывает Мартан.
Владимир Васильевич живет в селе Земляничное Белогорского района. На стройке он старше всех – давно пенсионер. Всю жизнь проработал на строительстве дорог и признается, что просто не смог усидеть дома, когда совсем рядом молодежь занимается делом всей его жизни. Ветеран дорожных дел сегодня трудится на "Бабе Яге" — так рабочие называют трактор "Беларусь" с огромной щеткой для очистки асфальта.
Владимиру Васильевичу немного обидно, что большую часть жизни работал на не таком хорошем оборудовании и не с таким успешным результатом:
"Эта дорога будет очень хорошая. Мы так не строили. Качество, технологии – я такого еще никогда не видел. Если бы у нас в свое время такая техника была – дороги в Крыму были бы и сейчас совсем другие. Работы идут круглосуточно. Единственное но: у меня на тракторе стоит ГЛОНАСС – если я буду стоять, это сразу узнают. Это раньше я мог встать за углом и отдыхать. Теперь полный контроль качества – и так во всем".