Это сейчас каждый приезжий спешит на трассу к курортной Ялте. Но до ХХ века этот край был сложнодоступен из-за отсутствия комфортного и быстрого способа проехать через горы к морю. Южнобережные поселки жили несколько обособленной в экономическом и политическом плане жизнью. Ключевой же была горизонталь Восток-Запад. Именно по этой горизонтали перемещались на лошадях скифы и греки, возили товары генуэзцы и подданные крымского хана. По ней проехала Екатерина II с зарубежными дипломатами, а до императрицы поступью победителей прошествовали Суворов и Долгоруков-Крымский. Вдоль этого направления строились города, в которых принимались судьбоносные решения.
Часть трассы "Таврида" пройдет через шесть крымских городов и 43 села >>
После воссоединения Крыма с Россией направление Керчь – Севастополь стало еще важнее, чем в старину. Ближайшую точку материковой России отделяет от крайней крымской узкий Керченский пролив. По нему на полуостров попадают товары и пассажиры: отдыхающие и командировочные, да и сами крымчане. Летом их количество достигает десятков тысяч в сутки. Все продвигаются вглубь полуострова фактически по той же дороге, что их предшественники столетия тому назад. На середине пути к ним присоединяются те, кто прибыл в аэропорт "Симферополь". Ежедневно огромное количество автомобилей курсирует из Симферополя в Севастополь.
После введения в эксплуатацию Крымского моста пассажиров и транспорта станет в разы больше. Путь от Керчи до Севастополя, который когда-то занимал несколько дней на повозке, должен будет с легкостью преодолеваться за несколько часов. Соединять Запад и Восток будет федеральная трасса "Таврида" – новейшая и главная транспортная артерия полуострова.
Она, как пояснили РИА Новости (Крым) в республиканском Минтрансе, пройдет через Керчь, Феодосию, Белогорск, Симферополь, Бахчисарай и Севастополь, а также через 43 сельских поселения. При этом трассу общей протяженностью 253,5 километра оборудуют по меньшей мере 20 транспортными развязками, а беспрецедентное по размаху строительство навсегда станет частью большой истории Крыма.
О том, как от эпохи к эпохе менялись дороги на месте будущей федеральной трассы, читайте в материале РИА Новости (Крым): в первой части – от Средних веков до советского периода, во второй – со времен СССР до наших дней.
Со времен скифов и Орды
По его словам, дорога, соединявшая нынешние Симферополь и Керчь, существовала еще во времена скифов, то есть в VI-V веках до нашей эры.
"Между людьми всегда существовал обмен. Там, где был населенный пункт у моря, ловили рыбу, ее надо было продавать. Соответственно, необходимо было ее везти туда, где выловить ее невозможно", – приводит пример краевед.
"С ходом истории дороги в Крыму несколько видоизменились: появилось покрытие, они расширялись, появлялись повороты, но в целом, если взять направления этих дорог (к примеру, из Перекопа до Симферополя, из Симферополя до Керчи или до Севастополя), они повторяют те тропы, которые существовали, условно говоря, на заре появления колеса, – уверен краевед, историк Владимир Гуркович. – Там, где раньше были пешеходные тропы и караванные пути, впоследствии проложили гужевые дороги, а потом автомобильные".
Географ и краевед Сергей Киселев рассказывает, что в доантичный период дороги в Крыму представляли собой тропы, которые объединяли отдельные поселения и служили скотопрогонными тропами на крымские яйлы – горные пастбища.
"В эпоху античности начинается процесс колонизации Крыма и строительство городов в прибрежных районах. Классический античный город представлял из себя полис, в котором жили люди, и хору, сельскохозяйственную округу. Одной из наиболее сохранившихся до недавнего времени была хора Херсонеса Таврического, и там по периметру земельных наделов были проложены дороги в нынешнем понимании. Если сегодня мы поедем в любой дачный массив, мы увидим между участками такие дороги – как правило, это грунтовые дороги, не мощеные", – пояснил он.
По словам Киселева, в крымской части Боспорского царства существовало значительное количество небольших городских и довольно крупных сельских поселений на черноморском побережье и на азовском побережье, которые соединяли дороги.
Севастопольский участок трассы "Таврида" обойдется в 8 млрд рублей >>
"Там, где были дороги, особенно связывающие между собой разные государственные образования, существовала система таможен, – говорит краевед. – Похожая таможня недавно была раскопана на Керченском полуострове, уже установлен характер этого охранного пункта на одном из четырех валов, которые пересекали Керченский полуостров. На самом валу, возвышающемся на полтора-два метра над землей, хорошо видны остатки башен, и так на протяжении 30 километров. В Средневековье, наверное, еще довольно хорошо видны были эти стены, и неслучайно первые русские путешественники в Китае в начале 17-го века, когда увидели Китайскую стену, назвали ее "китайским Крымом".
Определен подрядчик трассы "Таврида" >>
"Оно доминировало, когда Кафа была столицей сначала генуэзских, потом турецких владений, и центр Крыма сообщался с востоком. После присоединения Крыма к России (первого, в конце XVIII века – ред.) это направление потеряло значение. И вот снова мы видим, как оно возрождается. Уже не Армянск и Красноперекопск – ворота Крыма, а Керчь. Это будет иметь экономико-географические последствия. К примеру, если раньше одним из первых заполнялся такой курорт, как Евпатория, то теперь до него нужно еще доехать. Мы – свидетели серьезных транспортных изменений, которые приведут к перестройке в хозяйстве, в размещении производств и так далее", – уверен Мальгин.
Строительство трассы "Таврида" – это достаточно новое явление, считает историк.
"Часть этой трассы пройдет по старой дороге, в том числе по которой ехала Екатерина II в 1787 году (отрезок от Симферополя до Бахчисарая – ред.), часть будет построена заново, – говорит Мальгин. – Кстати, в восточном Крыму сохранились фрагменты дорог генуэзского времени, очень хорошо сделанных. Но в основном дорожная сеть на полуострове начала развиваться после присоединения Крыма к России".
Спасибо Екатерине II
Мощным толчком к масштабным дорожным преобразованиям на полуострове стало путешествие императрицы Екатерины II в Крым в 1787 году. Тогда князь Григорий Потемкин поручил полковнику Корсакову строительство дороги через Кизикермен и Перекоп в Крым, причем требовал сделать ее "богатою рукою, чтобы не уступала римским". "Я назову ее Екатерининский путь", – добавил князь.
Директор музея истории Симферополя, кандидат исторических наук Ирина Вдовиченко рассказывает, что тогда все дороги были приведены в порядок, о чем свидетельствуют соответствующие указы.
"Путь императрицы был просчитан, дороги были расчищены, приведены в порядок. С тех пор направление дороги от Симферополя до Севастополя через Бахчисарай радикального изменения не претерпело. Ничего удивительного в этом нет, потому что дороги веками накатываются в самых удобных местах, где можно проехать, пройти, где не заливает, нет грязи", – отмечает Вдовиченко.
Главный архитектор Крыма согласовал схему трассы "Таврида" >>
"Екатерининские мили – абсолютно уникальный памятник зодчества – сегодня являются единственным сооружением, специально построенным в честь путешествия императрицы в Крым. За двести с лишним лет "верст" уже не осталось ни одной, а "миль" сохранилось всего три: у дороги Бахчисарай – Севастополь (недалеко от Новопавловки), на Северной стороне Севастополя и возле Ханского дворца в Бахчисарае. До недавнего времени остатки еще одной "мили" можно было видеть на седьмом километре от Старого Крыма", – рассказал Хачатурян.
Дорога императрицы "пролегала по битому (разбитому – ред.) тракту, но кое-где в горной части полуострова ее прокладывали заново", уточняет директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.
"Фрагменты этой дороги в некоторых местах видны и сегодня. Всего на организацию вояжа было затрачено 15 миллионов рублей, не считая 3 миллионов из доходов князя Потемкина", – добавил он.
"Гориста и не всегда хороша"
К началу XIX века дороги стали не намного лучше, считает Мальгин.
"Дороги были, как известно, второй по значению бедой России после дураков, – рассказывает историк. – Пути на юг не представляли исключения. Это были обычные грунтовые тракты (шоссейные дороги, то есть укрепленные щебеночным слоем, начали устраивать только в 1817 году, и до 1840 года в среднем ежегодно в империи открывалось не более 34 верст). Как правило, они были весьма неустроенными, и во время дождей и таяния снегов превращались в непроходимую кашу".
Передвигаться по российским дорогам было непростым делом, утомительным и долгим. Поэтому для удобства путешественников через каждые 25-30 верст (около 27-32 километров) "были устроены почтовые станции, где путешественники согласно подорожной – своего рода путевому паспорту – имели право менять лошадей", пояснил Мальгин.
"В Крыму между главными городами существовало с 30-х годов сообщение на дилижансах – больших каретах, вмещавших 10-12 пассажиров. Некоторые путешественники, особенно не слишком свободные в средствах, нанимали для передвижения татарские арбы – мажары. Именно так в 1840 году поступил археолог Иван Бларамберг, следуя из Керчи в Симферополь", – говорит историк.
По словам Мальгина, с центром губернии восток соединял почтовый тракт, проходивший через первое русское селение на полуострове – Зую, – затем через Карасубазар (Белогорск) и шедший далее до Судака, Феодосии и Керченского полуострова.
"Дорога к Симферополю большею частью гориста и не всегда хороша", – писал в 1820 году литератор Гаврил Гераков, ехавший в обратном направлении.
Спустя 17 лет участники крымского вояжа мецената Анатолия Демидова рисуют уже другую картину: "Дорога в Карасубазар – очень ровная, идет по бесплодным возвышенностям, изсохшим от зноя… Дорога повсюду очень широка, по сторонам ее идут рвы, хорошо содержимые".
Все о строительстве федеральной трассы "Таврида" — в сюжете РИА Новости (Крым) >>
Путешественники отмечают также оживленное движение: "Кроме нас было очень много проезжих".
Если в XIX веке кто-то собирался поехать в Крым, это могло произойти раз в жизни, поскольку путешествие было достаточно далеким, рассказывает Мальгин. Поэтому люди стремились посмотреть не только Крым, но и Кавказ, как, например, это сделал поэт Александр Пушкин с семейством генерала Николая Раевского.
Главный архитектор Крыма: "Тавриду" начнут проектировать в 2017 году >>
"И все, кто совмещал посещение Кавказа с посещением Крыма, так или иначе попадали на полуостров восточным путем", – подчеркивает историк.
Время дорогих дорог
Массовое строительство шоссейных дорог в Крыму пришлось на 30-е годы XIX века, на новый уровень дорожное строительство в Крыму вышло в 60-е годы.
"Начало было положено участком дороги Симферополь – Севастополь и знаменитым южнобережным шоссе от Севастополя через Байдарские ворота на Ялту и далее до Алушты, – рассказывает Адашова. – Позднее оно было продолжено от Алушты до Судака и далее на север до соединения его с шоссе Симферополь – Феодосия, достроенным в начале XX века. В первую очередь были шоссированы три основные магистрали: от Перекопа до Севастополя, от Симферополя до Керчи и от Симферополя до Евпатории. Не меньшее стратегическое значение имело строительство Южнобережного шоссе, впервые связавшего степной Крым с побережьем, излюбленным местом отдыха русских царей и знати".
Трассу "Таврида" планируют полностью построить в 2020 году >>
"Грейдер профилировал дорогу, чтобы справа и слева в специальные канавы, который были на проезжей части, стекала вода, – поясняет он. – И если дорога была почтовая, то через 20-30 километров были почтовые станции. Обязательно были указатели, версты, существовали посты, шлагбаумы, станции, колодцы, где можно было напоить лошадей. Такая структура была в Крыму с екатерининского периода. Когда появились автомобили в начале 20-го века, дороги оставались теми же самыми. В советский период их начали покрывать гудроном".
По словам Гурковича, впоследствии на грейдеры установили паровые двигатели, затем двигатели внутреннего сгорания, а еще позже для строительства дорог в Крыму стали использовать комбайны, которые выполняли все этапы укладки твердого покрытия.
"В ХХ веке дороги стали инфраструктурой. Они используются и с экономической, и с военной, стратегической, целью", – заключил краевед.