Кто из молодых станет супердолгожителем? Наука знает ответ - РИА Новости Крым, 14.02.2019

Кто из молодых станет супердолгожителем? Наука знает ответ

© Depositphotos / derepente, Depositphotos / inarikМолодой человек пьет сок
Молодой человек пьет сок

МОСКВА, 14 фев — РИА Новости Крым. Максимальная продолжительность жизни превысила 120 лет. В мире сейчас порядка 125 миллионов человек старше 80, и этот показатель продолжает увеличиваться. Ученые пытаются понять, что делает людей долгожителями. Можно ли заранее узнать, каковы шансы того или иного человека перейти столетний рубеж, — в материале РИА Новости.

Фактор географии

Гипретрофическая кардиомиопатия
Почему молодые внезапно умирают: взгляд судебного медика
Француженка Жанна Кальман прожила 122 года (умерла в 1997-м). В 2013-м в возрасте 116 лет скончался японец Дзироэмон Кимура, считавшийся старейшим человеком на планете. Однако Нану Шаова из Кабардино-Балкарии, ушедшей из жизни 21 января, по неофициальным данным было 128 лет.

Перешагнувших 110-летний рубеж называют супердолгожителями. Впервые их выявили в середине 1960-х, в следующие два десятилетия максимальный возраст человека увеличился со 112 до 120 лет. С тех пор число супердолгожителей неизменно растет.

Сейчас по продолжительности жизни лидирует Япония. Следом — Германия, Италия, Греция, Финляндия, Швеция. В Азии, помимо Японии и Китая, долго живут в Тайване и Южной Корее.

Ежегодное послание президента РФ В. Путина Федеральному Собранию
Продолжительность жизни в России увеличилась на 7 лет - Путин
В мире есть регионы, где особенно много долгожителей. Например, остров Окинава в Японии, округ Бама Яо в Китае, коммуна Оводда на Сардинии, город Лома Линда в Калифорнии (США), полуостров Никоя в Коста-Рике, остров Икария в Греции.

В 2015 году на планете насчитывалось 125 миллионов 80-летних и старше. По оценкам, в 2050-м их будет 434 миллиона, в том числе супердолгожителей — примерно 3,7 миллиона. Предполагается, что больше всего — в Китае.

Вот это здоровье!

Долгожителей объединяют два признака: биологический возраст меньше хронологического (указанного в паспорте) и они дольше сохраняют активность. Примерно 43 процента перешагнувших столетний рубеж до 80 не знали заболеваний, обычно сопровождающих старость.

У 15 процентов столетних женщин и 30 процентов мужчин вообще не диагностированы какие-либо возрастные болезни.

У столетних гораздо реже возникают деменция и нейродегенеративные заболевания. Либо, если есть болезнь Альцгеймера, то может не быть деменции. И почти не встречается онкология.
Значительно позднее, чем у большинства, у супердолгожителей развиваются сердечно-сосудистые заболевания, да и то не у всех. Многие сохраняют работоспособность, могут себя обслуживать или нуждаются в минимальном уходе.

Что говорит генетика

Пожилая пара на скамейке в парке. Архивное фото
Предел достигнут. Определена максимальная продолжительность жизни человека
Можно ли заранее определить долгожителя? Оказывается, такие признаки, или, как их называют ученые, биомаркеры, есть. И на первом месте — наследственность. Это подтверждают наблюдения за родственниками суперстолетних. Так, в пяти поколениях семьи Жанны Кальман, особенно по линии отца, были долгожители.

Долголетие мужчин из коммуны Оводда на Сардинии тоже объясняют генетикой. Об этом свидетельствуют данные об эмиграции: уехавшие оттуда еще молодыми, тем не менее, живут долго. Возможно, местные восходят к небольшой группе предков-поселенцев с особенным генотипом.

Люди разных возрастов и национальностей
Вечно молодой. Ученые выяснили, какие люди стареют медленно
Каких-либо генов долголетия не найдено, но известен круг мутаций, связанных с продолжительностью жизни. К примеру, среди носителей определенного варианта гена рака груди 1 (BRCA1) много долгожителей. Этот ген критически важен для клеточного ответа на разрушение ДНК.

С долголетием коррелирует мутация гена, отвечающего за гормон роста. Генотип d3/d3 (делеция экзона 3 в этом гене) добавляет десять лет жизни, полагают американские ученые, опубликовавшие эти данные в Science в 2017 году.

Среди носителей варианта гена АПОЕ-ε4, определяющего выработку аполипопротеина плазмы крови, практически нет долгожителей. Отмечают связь этого аллеля с болезнью Альцгеймера.

© Иллюстрация РИА Новости. Источник: "Exceptional Human Longevity". Pignolo RJ. Mayo Clin Proc. 2019 JanСписок привычек, свойственных большинству долгожителей
Список привычек, свойственных большинству долгожителей

Мало калорий, больше позитива

Лабораторная мышь
Ученые успешно испытали препарат от старости на мышах
В целом организм супердолгожителей стойко сопротивляется смертельным болезням и атакам возрастных недугов. Вывести единую формулу ученые не берутся, ссылаясь на сочетание разных факторов: генетика, образ жизни, экология, культура, география и, наконец, удача.

Очень важно питание. Например, столетние жители острова Окинава говорят: "Ешь, пока не насытишься на 80 процентов". Их рацион состоит в основном из овощей и фруктов, соевого белка. Они потребляют гораздо меньше калорий, чем окружающие, что отражается на индексе массы тела. Это очень худые люди.

В коридоре больницы
Чем шум опасен для здоровья: исследования ученых
Играет роль религиозность. Адвентисты седьмого дня, которых много в городе Лома Линда в Калифорнии, живут на пять-десять лет дольше других горожан. У них снижен уровень гормона стресса. Их религия требует воздержания от алкоголя, табака, рекомендует вегетарианство. Есть данные, что у регулярных посетителей церкви независимо от вероисповедания продолжительность жизни выше. Возможно, сказывается режим дня, соблюдаемый активными верующими.

Основные споры в научной среде ведутся по поводу пределов продолжительности человеческой жизни. Одни считают, что он уже достигнут. Другие опасаются, что массовое долголетие приведет к одряхлению человеческой популяции.

А вот геронтолог Стивен Остад предполагает, что кое-кто из родившихся до 2001-го достигнет возраста 150 лет.