Курица или кошка: ученые из России научились определять сорта мяса в шаурме

Приготовление шаурмы в ларьке. Архивное фото

МОСКВА, 8 мая — РИА Новости Крым. Молекулярные биологи из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН в Пущино разработали простой и точный метод идентификации сортов мяса, который позволит отличить говядину от конины, а кошатину от курятины, говорится в статье, опубликованной в журнале Meat Science.

Новорожденный
Ученые рассказали, как связаны фастфуд и бесплодие
"Целью нашего исследования была разработка простого и экономически эффективного теста — варианта мультипраймерной ПЦР для одновременного определения в образце десяти сортов мяса. Разработанный тест проводится легко, быстро и дешево. Нами осуществлены все проверки его специфичности, чувствительности и воспроизводимости", — пояснила Ольга Прусакова, одна из разработчиков нового способа диагностики. Ее слова приводит пресс-служба ИТЭБ РАН.

Каждый раз, когда человек покупает мясо на рынке или мясное блюдо в ресторане, он задумывается о том, соответствует ли содержимое упаковки тому, что на ней написано, и какие опасности оно может в себе содержать. Зачастую подобные опасения удерживают людей от покупки или приводят к конфликтам.

Люди едят в кафе. Архивное фото
Ученые рассказали, почему опасно есть в кафе и ресторанах
Практически каждый месяц в СМИ появляются упоминания о скандалах, связанных с ввозом в Россию недоброкачественного мяса из Бразилии, Аргентины или Польши. Даже крупные компании, производящие фастфуд, часто сталкиваются с поставками недоброкачественного сырья. Это порождает истории, подобные произошедшей в 2013 году, когда санитарные службы стран Европы нашли следы конины в бургерах из "говядины".

Как отмечают Прусакова и ее коллеги, подобных разбирательств было бы гораздо больше, если бы у сотрудников санитарных служб были более эффективные, быстрые и дешевые методики поиска следов "неправильного" мяса или определения его сорта.

В суши часто добавляют сырую рыбу
И рыбку съесть, и не отравиться: насколько безопасно суши
По их словам, существующие методы, основанные на анализе либо белков, либо ДНК, имеют ряд существенных недостатков. Некоторые из них можно проводить только в лабораториях, оснащенных дорогостоящей техникой, что уменьшает возможности тестирования и увеличивает временные и финансовые затраты на него, другие же не обладают достаточно высокой чувствительностью.

Ученые из ИТЭБ РАН разработали тест, позволяющий одновременно определить присутствие в образце десяти сортов мяса. Половина из них приходится на "съедобные" сорта, начиная с говядины и заканчивая индейкой, а остальные — на "экзотические" виды белкового сырья, в том числе кошатину или даже человечину.

Благотворительная социальная акция Мак Хэппи День в ресторане Макдоналдс на Пушкинской площади
Ученые нашли способ есть жирную пищу и не толстеть
Для проведения этого анализа нужна одна пробирка, заранее заполненная нужными ингредиентами, два часа времени и два научных прибора — электрофорезная камера и ПЦР-амплификатор — специальный прибор, позволяющий размножать обрывки нитей ДНК.

Вид мяса, как рассказывают ученые, определяется по фрагментам так называемой митохондриальной ДНК — особой части генома, которая записана не в ядре клетки, а в митохондриях, ее "энергостанциях". Митохондрии передаются от матери к детям, и их геном почти не меняется со временем, что позволяет надежно определять виды и устанавливать родственные связи.

Прусакова и ее команда подготовили несколько коротких цепочек ДНК, которые позволяют "вылавливать" даже самые небольшие следы митохондрий девяти видов животных и человека, размножать и идентифицировать их при помощи электрофореза. Как отмечают ученые, их метод уже запатентован и они надеются, что он найдет широкое применение уже в ближайшем будущем.

В мире