Вирусологи впервые успешно подавили ВИЧ в человеке при помощи антител - РИА Новости Крым, 09.04.2015

Вирусологи впервые успешно подавили ВИЧ в человеке при помощи антител

Молекулярные биологи впервые смогли обнаружить и проверить на практике работу антитела, способного подавлять развитие ВИЧ в организме человека на протяжении нескольких месяцев после инъекции. что открывает дорогу для создания вакцины от ВИЧ и лекарств для борьбы со СПИДом.

МОСКВА, 9 апр – РИА Новости (Крым). Международная группа вирусологов заявила о первом успешном подавлении вируса иммунодефицита в организме человека при помощи моноклональных антител 3BNC117, что открывает дорогу для создания лекарств на базе этого белка для профилактики ВИЧ и борьбы со СПИДом, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Эти антитела особенны тем, что они нейтрализуют свыше 80% всех штаммов вируса и в целом являются очень активными. По сравнению с традиционной антиретровирусной терапией, у наших антител есть еще один плюс – они взаимодействуют с иммунными клетками пациента, что еще больше помогает нейтрализовать ВИЧ", — заявила Марина Каски (Marina Caskey) из университета Рокфеллеров в Нью-Йорке (США).

Каски и ее коллеги стали первыми вирусологами, кому удалось успешно протестировать на добровольцах из числа людей препарат на базе искусственно выращенных антител, нейтрализующих большое число разных "версий" вируса ВИЧ.

Когда в наш организм попадает микроб или вирус, особые иммунные клетки – B-лимфоциты – захватывают частицы патогена. Поглотив их, они подбирают особую белковую молекулу-антитело, которая будет присоединяться к поверхности бактерии или вируса и помечать их.

Большая часть из таких антител способна распознавать лишь один тип бактерии или вируса, что делает их крайне неэффективными в борьбе с ВИЧ и другими ретровирусами, структура оболочки которых постоянно меняется. Крайне редко B-клеткам удается создать универсальные антитела, цепляющиеся за жизненно важные участки на поверхности практически всех разновидностей вирусов и микробов.

В середине 70 годов прошлого века биологи научились извлекать подобные лимфоциты из образцов крови больных и клонировать их, "склеивая" их с раковыми клетками селезенки. Эта технология активно используется сегодня для создания лекарств, способных бороться с неизлечимыми заболеваниями – рассеянным склерозом, псориазом и раком.

Каски и ее коллегам по лаборатории удалось найти в образцах крови больных такое антитело к ВИЧ, которое соединяется с ключевой частью вируса – выростом на его оболочке, который цепляется за "хвосты" на поверхности иммунных клеток и помогает "боевой части" вируса проникать в них.

Эта молекула, получившая имя 3BNC117, была протестирована на нескольких добровольцах, недавно заразившихся ВИЧ. Однократное введение антитела в организм больных снизило концентрацию вируса в их крови в 300 раз, и оставался на крайне низком уровне на протяжении почти двух месяцев, что продемонстрировало крайне высокую эффективность антитела в подавлении ВИЧ.

Как подчеркивают сами ученые, этот успех не означает того, что добровольцы были излечены от инфекции – вирус продолжал оставаться в их организме, так как 3BNC117 нейтрализует не все подвиды ВИЧ. Со временем, вирус выработает устойчивость к антителу, из-за чего лечение при помощи одного лишь 3BNC117 недостаточно – прием антитела нужно сочетать с классическими антиретровирусными препаратами для максимального продления его благотворного действия на организм.

С другой стороны, 3BNC117 и его будущие аналоги можно в принципе использовать для того, чтобы "научить" иммунную систему здорового человека распознавать частицы ВИЧ. Этого может оказаться достаточно для того, чтобы защитить его от заражения, заключают ученые.