Как закалялся Крым: пять блокад в современной истории полуострова

Депутаты парламента Крыма приняли решение о независимости автономии

Евгения Мартыненко, корреспондент РИА Новости Крым

День за днем Крым приближается к знаковой дате – первому пятилетию новейшей истории российского полуострова. В эти февральско-мартовские дни Крым, как и вся страна, вспоминает события 2014-го, когда крымчане приняли решение о воссоединении с Россией. 

Видеофакт: Северо-Крымский канал стал полноводным >>

За эти годы полуостров прошел трудный путь становления региона как полноценного субъекта РФ, то и дело, сталкиваясь с украинскими провокациями. В частности, с помощью России полуостров пережил пять устроенных Украиной блокад: экономическую, водную, транспортную, энергетическую и информационную. В преддверии юбилея воссоединения с Россией РИА Новости Крым вспоминает, как это было.

Все началось с воды

Северо-Крымский канал
Четыре года "сухой" блокады: как жажда обезводить Крым "вылилась боком" Украине
С тех пор, как Крым присоединился к России, а на Украине установилась новая власть, в Киеве не раз звучали угрозы организации блокады на границе с полуостровом. И у него для этого были все "козыри", ведь полуостров, соединенный сушей только с Украиной, получал ресурсы и большинство  товаров оттуда. 

"Провокационный дебют" не заставил себя долго ждать – сразу после вхождения полуострова в состав России ему устроили водную блокаду.

Как выглядит Северо-Крымский канал без воды
Время собирать воду: что происходит с Северо-Крымским каналом
До 2014 года Украина обеспечивала до 85% потребностей Крыма в пресной воде через идущий от Днепра Северо-Крымский канал, эта вода использовалась для полива сельхозугодий. Посредством этого же канала питалась водой примерно треть Херсонской области. После событий "Крымской весны" украинская часть водной артерии была взята под усиленную охрану и Управление Северо-Крымского канала в Таврийске (Херсонская область – ред.) получило указание закрыть шлюзы на перегородке вблизи границы с Крымом. Приток воды на территорию полуострова практически прекратился.

В мае 2014 года появилась информация о том, что на территории Херсонской области примерно в 15 км от границы с Крымом возводится дамба. После завершения этого объекта "лишнюю воду" по одному из стоков стали сбрасывать в залив Черного моря, осушая русло Северо-Крымского канала. Затем там была построена перемычка со шлюзами и водоучетным сооружением на случай поставки воды в Крым после заключения соответствующего соглашения. Однако официальные переговоры на этот счет так и не состоялись – Крым самостоятельно стал предпринимать всевозможные меры, чтобы обеспечить себя водой и больше не зависеть в этом вопросе от Украины.

Ответвление Северо-Крымского канала в Крыму.

Симферопольское водохранилище
"На Украине зря потирают руки": ученые нашли источники водоснабжения Крыма
"Проблема устойчивого обеспечения полуострова водой была всегда, вопрос качества питьевой воды был актуален еще много лет назад. И перекрытие Северо-Крымского канала направило нас на решение вопроса устойчивого водообеспечения Крыма, сейчас мы успешно решаем эти вопросы", — сказал в комментарии РИА Новости Крым член комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков.

В условиях отсутствия днепровской воды земледелие полуострова понесло значительные убытки —  в разы сократились площади орошаемых земель, аграрная отрасль стала переходить на капельное орошение и выращивание засухоустойчивых культур, а от возделывания некоторых вообще пришлось отказаться. 

Клумба на набережной городского пляжа в Евпатории
Много воды утекло: экстремисты Украины напомнили Крыму о своем преступлении
Для снабжения водой потребителей в Крыму реализовали ряд проектов. Так, в 2014 году были построены гидротехнические сооружения, которые позволили заполнить Северо-Крымский канал водой из Белогорского и Тайганского водохранилищ по руслу реки Биюк-Карасу. Благодаря этому инженерному решению воду начали получать жители восточного Крыма, где сложилась самая сложная ситуация с водообеспечением. 

Кроме того, в октябре 2014 года началось строительство трех водозаборов в Нижнегорском и Джанкойском районах РК – Новогригорьевского, Нежинского и Просторненского. Проект общей стоимостью в 1,2 млрд рублей предусматривал бурение на каждом из водозаборов по 12 артезианских скважин глубиной от 110 до 180 метров. Водозаборы возвели за два года, и это позволило обеспечить питьевой водой около 200 тысяч жителей Восточного Крыма.

Строительство в рамках ФЦП водовода от Новогригорьевского водозабора в Крыму

Работы по переподключению участков на водоводах в Крыму
В Крым идет большая вода: проекты строительства водозаборов согласованы
В рамках реализации первоочередных мероприятий по обеспечению водоснабжения в 30 населенных пунктах Республики пробурено, отремонтировано и обустроено 30 скважин. В ряде крымских сел, где на протяжении 15-20 лет вода подавалась по часам, налажено круглосуточное водоснабжение.

Испытание безводьем Крым не сломило, напротив – регион  смог оперативно приступить к решению задач, которые стояли перед новоиспеченным российским регионом.

"Водная блокада Крыма не привела к тем катастрофическим результатам, на которые рассчитывали наши враги. Потребности населения и гостей полуострова в воде для хозяйственно-питьевых нужд полностью обеспечены, — подчеркнул в ходе ежегодного отчета о деятельности Совмина за 2018 год глава Республики Сергей Аксенов. — За пять лет в водохранилища региона подано более 173 миллионов кубометров воды".

Перекрыли поставку продуктов

Активисты заблокировали автотрассу у поселка Чонгар на границе Украины и Крыма

Вид на Ялту
Доклад россиян по Крыму шокировал участников сессии ООН
Водная блокада не возымела нужных для Украины результатов, и она сделала следующий ход. На этот раз Киев, как ему кажется, поставил "шах" продовольственной безопасности полуострова.

8 сентября 2015 года нардепы ВРУ и лидеры запрещенной в РФ организации "Меджлис крымско-татарского народа"* Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров заявили о необходимости прекратить товарооборот с полуостровом. Джемилев анонсировал  подготовку так называемой "мирной транспортной блокады" на границе между Херсонской областью и Крымом. К акции призвали присоединиться всех украинских патриотов. Спустя неделю запрещенная в России экстремистская организация "Правый сектор"* заявила о намерении присоединиться к предстоящей блокаде. Следом Херсонская полиция сообщила, что готовится обеспечивать правопорядок в местах проведения блокады и обеспечивать манифестантов всем необходимым. 

Стела с надписью Крым у пункта пропуска Джанкой на границе России и Украины. Архивное фото
Депутат рады назвал позорным фактором отмену товарной блокады Крыма
И пока одни чиновники с трибуны в Киеве публично "жалели" крымчан и призывали помочь им преодолеть трудности так называемой "оккупации", другие всячески старались изолировать полуостров от внешнего мира. Учитывая, что тогда украинские товары все еще активно поставляли в Крым, радикалами было принято кардинальное решение – перекрыть поставку продуктов на полуостров. Российская сторона отреагировала сразу, заявив, что полуострову эти угрозы не страшны и хуже организаторы сделают только самим украинцам. 

"Надо было быть не очень умным государственным деятелем, чтобы пойти на это. На самом деле они не нам устраивали продовольственную блокаду, а своему производителю. Всем, кто выращивал свои овощи, фрукты, изготавливал продукцию – они попросту лишили их рынка. Для нас же это было стимулом к быстрому замещению и росту производительности нашего крымского рынка", — вспоминает сенатор Сергей Цеков.

Скриншот с видео официального трейлера к украинским комиксам Воля: The Will
"Угарное" фэнтези по-украински, или комиксы как орудие государственной пропаганды
Однако Киевом призыв к здравому смыслу услышан не был. В полдень 20 сентября 2015 года на пункте пропуска "Чонгар" были установлены бетонные блокпосты и палаточный лагерь. Так началась торговая блокада полуострова. Следующие в Крым фуры блокировали радикально настроенные представители крымских татар, к которым присоединились общественные активисты и бойцы добровольческих батальонов. Все это — при молчаливом согласии украинской милиции.

Позже были перекрыты дороги к пунктам пропуска "Чаплинка" и "Каланчак".  Торговая блокада касалась только грузовиков, перевозящих товары в Крым и обратно, в связи с чем между дальнобойщиками и активистами неоднократно вспыхивали стычки. Личный транспорт сначала пропускали через границу беспрепятственно, а позже члены "Правого сектора"* принялись досматривать и легковые машины, проверяя документы у пересекающих границу людей и сверяя их с базой скандального сайта "Миротворец".

Суд в Киеве обязал СБУ завести дело на Ленура Ислямова за госизмену >>

В первые же часы после начала блокады у блокпостов стали скапливаться грузовики, очереди насчитывали сотни машин. Перевозчики какое-то время пытались вразумить радикалов, однако те оставались непреклонны – кормить и содержать "предателей Родины" Украина не будет. В свою очередь Петр Порошенко заявил, что акция проводится для "скорейшего возобновления государственного суверенитета над Крымом". А глава меджлиса* Рефат Чубаров подчеркнул, что главной задачей этой блокады является демонстрация "всему миру, что Россия должна платить за содержание Крыма, пока она оттуда не уйдет".

Активисты заблокировали автотрассу у поселка Чонгар на границе Украины и Крыма

Крым. Архивное фото
В Крыму заявили, что не нуждаются в восстановлении товарооборота с Украиной
Однако расчеты Киева не оправдались. Во-первых, республиканские прилавки уже вовсю пестрили российскими товарами, выбрать было из чего. Во-вторых, в первые же дни после начала торговой блокады более 30 торговых сетей полуострова и правительство РК подписали меморандум о сдерживании цен. Кроме того, на полуостров через Керченскую паромную переправу еще активнее потянулись эшелоны грузовиков с российскими продуктами – РФ сделала все, чтобы обеспечить "отрезанный" полуостров всем необходимым. Да и ряд украинских производителей, несмотря на призывы официальной власти бойкотировать регион, старались всеми силами сохранить торговые отношения с полуостровом и везли продукты обходными путями – кораблями по морю и через территорию РФ. 

Как полагают эксперты, экономическая блокада фактически была попыткой взять под контроль торговлю с Крымом, где за год резко поднялись зарплаты и пенсии, увеличился платежеспособный спрос. Однако попытка успехом не увенчалась – полуостров не ощутил дефицита, продолжил активно интегрироваться в РФ, в то время как Украина осталась у разбитого корыта, ведь именно украинские производители потерпели колоссальные убытки от блокады. После первой неудачи Киев разыграл вторую "карту" – в конце сентября в Верховной Раде регистрируют законопроект о полной блокаде Крыма и Донбасса. Документ регламентировал  полное перекрытие железнодорожного, грузового и автобусного сообщения с этими территориями. Это ознаменовало начало следующей блокады полуострова – транспортной.

Не летят самолеты и не едут поезда

Контрольно-пропускной пункт в Херсонской области недалеко от границы с Крымом
  

Пункт пропуска Джанкой на границе России и Украины
Пусть лучше они возвращаются: украинский министр о транспортном сообщении с Россией
По сути своей зачатки транспортной блокады Крым увидел еще в конце 2014 года – тогда Украина в одностороннем порядке прекратила движение поездов через границу с российским полуостровом. Пассажирские и грузовые составы, следовавшие в Крым, завершали маршрут в Херсонской области, не доезжая до границы. Это решение в администрации железнодорожного транспорта Украины "Укрзализниця" объяснили невозможностью обеспечить безопасность пассажиров.

Были прерваны прямые морское и авиасообщение между Крымом и зарубежьем. Крымчане с российскими загранпаспортами стали летать за границу из аэропортов материковой части России.

Что год грядущий нам готовит: самые ожидаемые события-2019 в Крыму >>

Письма с требованием прекратить продажи билетов и перевозки пассажиров на автобусных маршрутах, соединяющих материковую часть Украины с территорией Крыма, получили также перевозчики и владельцы автостанций.  Официальное автобусное сообщение с полуостровом также прекратилось.

Вагоны с углем на железной дороге, Украина
Киев требует от России отдать 30 тыс вагонов - СМИ
Однако и тут полной изоляции, на которую по-прежнему рассчитывала украинская сторона, не получилось. Добраться в Крым из соседней страны можно было, хоть и с пересадками: проехав через территорию Украины до приграничных населенных пунктов, оттуда на автомобиле до КПП, далее – пешком через приграничную полосу до пункта пропуска с российской стороны и оттуда уже любым видом транспорта по городам полуострова. Позже был найден более удобный способ  пересечения границы – желающие добирались до Крыма личным транспортом или же пользовались услугами предприимчивых перевозчиков, которые возили людей на своих машинах и микроавтобусах. Эта услуга быстро стала востребованной среди жителей обеих стран, ведь по обе стороны границы остались родные и близкие. Да таксисты и по сей день неплохо зарабатывают на транспортной блокаде Крыма — они быстро "взяли в оборот" услугу по доставке пассажиров через границу. Так что и эта блокада, по сути, не стала результативной в попытке Киева обрубить все связи с полуостровом.

Полгода блэкаута 

Подрыв опоры ЛЭП в Херсонской области

Сережа и Юра Липские из Керчи, родившиеся в канун блэкаута
"Дети блэкаута", или Как крымчанки боялись рожать в темноте
Третья за год и самая тяжелая блокада полуострова началась в ноябре 2015 года. Тогда Крым столкнулся с беспрецедентным явлением в современной истории: группа поддерживаемых украинскими властями экстремистов путем подрыва опор линий электропередач в Херсонской области оставила весь полуостров без электричества. 

Поскольку в украинское время энергосистема Крыма была дефицитной и основной объем потребляемой электроэнергии покрывался за счет перетоков из других регионов Украины по четырем высоковольтным линиям электропередач "Мелитополь — Джанкой", "Каховка — Джанкой", "Каховка — Островское", "Каховка — Титан", полуостров был энергозависим от соседнего государства. Собственная генерация Крыма составляла не более 20-25%, чем не преминули воспользоваться радикальные круги украинского политикума. 

В ночь на 6 октября 2015 года неизвестными была повреждена высоковольтная опора одной из ЛЭП, по которым осуществлялась подача электроэнергии в Крым. Сначала "Правый сектор"* открестился от причастности к инциденту и назвал это "провокацией, направленной на дискредитацию акции по блокаде полуострова". Но позднее организация поддержала сторонников запрещенного ныне в России крымско-татарского меджлиса*, которые препятствовали ремонту опоры ЛЭП специалистами "Днепрэнерго".

В ноябре в Херсонскую область на границу с Крымом начали стягиваться сторонники радикалов из разных регионов соседнего государства. В "Правом секторе"* это объяснили "полученной оперативной информацией о возможных провокациях из-за сложной внутренней ситуации" на Украине.

В Крыму предприятие потребовало от Киева возместить ущерб за энергоблокаду >>

В ночь на 20 ноября группа украинских радикалов подорвала опоры высоковольтной линии электропередач (ЛЭП) "Мелитополь – Джанкой" в Херсонской области близ границы с полуостровом. Из строя вышли питающие Крым линии "Каховка-Титан" и "Мелитополь-Джанкой". Для выяснения обстоятельств Минэнерго РФ сформировало оперативный штаб по электроснабжению Крыма. 

Блэкаут в Крыму. Ноябрь 2015 года. В городе жизнеобеспечения МЧС
Битва за свет: хроники крымского блэкаута
Днем позже "Укрэнерго" сообщило, что в ходе осмотра ЛЭП специалисты выявили также повреждения на двух оставшихся линиях: трещину на стойке железобетонной опоры линии "Каховка — Островская" и повреждение металлической конструкции на линии "Каховка — Джанкой". Опоры окружили активисты так называемой блокады Крыма, выступающие против поставок электроэнергии в Крым. Они заблокировали доступ ремонтных бригад к поврежденным ЛЭП, что привело к столкновениям с прибывшими на место украинскими силовиками. 

И на следующую ночь полуостров полностью погрузился во тьму – 22 ноября во всех населенных пунктах Крыма погас свет. На этот раз подорваны оказались  все четыре линии электропередач на границе с полуостровом — почти 2 млн человек остались без энергоснабжения. Одним из организаторов и спонсоров теракта выступил Ленур Ислямов – в прошлом московский бизнесмен, переквалифицировавшийся в предводителя вооруженного украинского батальона боевиков-экстремистов и один из самых ярых сторонников силового возвращения Крыма под контроль Украины. Власти Крыма и Севастополя ввели режим ЧС. Все социальные объекты полуострова сразу же перешли на резервные источники питания, со всех регионов России в Крым перебросили сотни дополнительных дизель-генераторных установок и топливо к ним.

/
Восстанавливать энергоснабжение украинские власти не торопились, а собственная генерация полуострова не могла покрыть потребности региона, поэтому пришлось форсировать сроки введения в строй энергомоста, который строили с апреля 2015 года для подключения Крыма к Единой энергостистеме России.

Первую нитку запустили уже в первых числах декабря, по ней крымчане получили 200 МВт российского тока. Вторую — ввели в эксплуатацию две недели спустя, 15 декабря, а третью – в апреле 2016 года. 11 мая 2016 года энергомост начал работать на полную мощность – в режиме видеоконференции глава государства Владимир Путин запустил в работу последнюю, четвертую нитку энергомоста из Краснодарского края. 

Юристы РФ потребуют от Киева миллиард рублей компенсации за энергоблокаду Крыма >>

18 мая режим чрезвычайной ситуации в Крыму был отменен. Вслед за Крымом режим ЧС был снят и в городе-герое Севастополе.

Блэкаут в Крыму, организованный украинскими экстремистами и радикалами, продолжался почти полгода. В отношении его организаторов прокуратурой РК было возбуждено уголовное дело, ущерб от их действий оценили приблизительно в 2,5 млрд рублей. Эти шесть месяцев стали серьезным испытанием для крымчан, однако жители полуострова с честью выдержали все трудности энергодефицита.

Международное признание в режиме санкций 

Ракетный катер Р-60 Черноморского флота

Российский триколор на палубе парусника Херсонес в Крыму.
Крым – ваш: кто в мире признал полуостров частью России
После воссоединения полуострова с Российской Федерацией европейские и американские власти сделали все возможное, чтобы изолировать его от всего мира. Так, в отношении новоиспеченных субъектов России – Крыма и Севастополя — была начата масштабная информационная и политическая блокада.

Международные СМИ с завидным постоянством рассказывали об "ужасах", творящихся в "оккупированном Крыму". Ряд стран российскому полуострову объявил международный бойкот, закрепив свое решение санкциями и всевозможными ограничениями.

Однако, несмотря на масштабную информационную блокаду, некоторые европейские политики решили лично проверить обстановку в Крыму и навестили российский субъект. Кто-то официально, кто-то с частным визитом, а кто-то и вовсе в составе крупных делегаций.  

В Крым прибыла делегация немецких парламентариев
Визит как признание. Кто поддержал Крым приездом
Только за два прошедших года Республику посетили около 100 официальных иностранных делегаций, в том числе из Германии, Франции, Норвегии, Болгарии, США и других стран. И все иностранцы остались довольны поездкой, признав, что в регионе царят мир и порядок. После визитов они признают, что рисуемая во многих западных СМИ картина происходящего в Крыму далека от действительности, и каждый визит иностранных гостей вносит существенный вклад в прорыв информационной блокады полуострова.

Политиков, открыто поддерживающих воссоединение полуострова с РФ, в Европе и в других государствах мира с каждым годом становится все больше. При этом все чаще заявления о признании российского статуса Крыма звучат из уст не просто представителей общественности, а от действующих чиновников, занимающих серьезные официальные посты в своих государствах, депутатов национальных и Европейского парламентов. И это свидетельствует о том, что в европейских странах постепенно приходят к осознанию необходимости признания полуострова как части России и отмены вредящих всем экономических санкций.  

Французские делегаты фотографируются у памятника "Вежливым людям" в Симферополе

Города России. Гурзуф
Прозрение Запада: в Германии не нашли "аннексии" Крыма
"За пять лет всем вменяемым людям стало очевидно, что попытки изолировать Крым полностью провалились. В этом большая заслуга народной дипломатии. Руководство Совета министров в прошедшем году побывало с официальными визитами в Сирии, Китае, Армении, Южной Осетии, Абхазии, Лаосе, Донецкой народной республике. В Крыму же только в прошлом году состоялось 25 международных мероприятий, — сообщил в ежегодном отчете перед Госсоветом РК Сергей Аксенов. – Всего за пять лет в российском Крыму побывали представители, по крайней мере, половины стран мира, а если учитывать частные визиты, то, конечно, еще больше".

"Самая большая блокада, с которой столкнулся Крым – это был период нахождения в составе Украины. Тогда разрушалось все – экономика, инфраструктура, сельское хозяйство. И все это происходило на фоне ползучей украинизации, — сказал в комментарии РИА Новости Крым сенатор от Республики Сергей Цеков. – Все это в совокупности позволило нам успешно преодолеть блокады, которые устраивала нам Украина после воссоединения с РФ.  Настолько мы не воспринимали Украину родиной, мы ее скорее считали мачехой, что когда она устроила нам все эти блокады, мы очень успешно с ними справились. И они позволили нам быстро решить все проблемы, которые Крыму в принципе необходимо было решить".

*Организации, запрещенные в России

Крымская весна: пять лет вместе
Загрузка...
Популярное
13:3917.11.2019Похороны убитой девочки в Крыму: люди обвиняют мать - видео
14:0417.11.2019Сотни людей пришли проститься с убитой в Крыму пятилетней девочкой
11:4317.11.2019В Крыму простятся с пятилетней Дашей Пилипенко
16:0817.11.2019Когда состоится передача задержанных кораблей Украине
11:5817.11.2019"США разрешили": зачем Навальному повторный референдум в Крыму
14:4017.11.2019Поклонская сказала, признают ли заявления Собчак по Крыму экстремизмом
Эфир
Наверх