Туризм в Крыму

Турсезон в Крыму: все смешалось, кони, люди

Отдыхающие на пляже в посёлке городского типа Новофёдоровка Сакского района

Валерий Волков

Наступил последний месяц лета, которое в этом году другое. Сезон в Крыму странный и необычный. Он покажет, что регион сможет извлечь из нештатной ситуации, в которую его втолкнула жизнь. "Я такого курортного сезона не помню, - недавно сказал губернатор Сергей Аксенов. – Свободных мест нет, практически ни в одном отеле невозможно найти номер".

Он прав, вся страна ринулась сюда. Все социальные страты общества, едва сняли (а многие и до того) ограничения по изоляции, приехали на полуостров. Вернутся ли они в Крым и если да, то кто?

Все о туризме в Крыму: новости, мнения, мультимедиа >>

Парк катается в масле

Курорты Крыма превратились в смесь из контингента Ибицы и Крита, Сардинии и Азова-Абхазии. 

Особенно это заметно в Ялте, где на набережной слышны такие разговоры: "Ну, ты помнишь, как в Испании мы…", "Да, потому что в Ницце …" и такие: "А я, слышь, ей такая говорю, ну ты типа прикинь…", "А он мне типа, ты чо, чувиха, пошли пивка рванем…"

Совершенно разный контингент, привыкший за эти годы к совершенно разному понятию отдыха, оказался в одно время в одном месте. 

И все это вобрал Крым, у которого за годы формирования турсектора страны и мира так и не произошло сегментации на сферы для обеспеченных и бюджетников. Не возникло инфраструктуры для тех, кто готов платить, и тех, для кого ларьки и караоке, издающие характерные звуки-запахи, и есть отдых. Яхты и пиво, шалманы и дорогие апартаменты вплетены друг в друга в Крыму.

Украина всему этому позволила случиться, не заботясь, увы, ни о людях, ни о природе, ни об инфраструктуре. А Россия пока не разгребла.

Суетная Алушта, более-менее приведенная в порядок в районе Профессорского уголка, резко меняется к парку Демерджи. Уголок издерганной природы, напичканный батутами и пластиковыми коробками для детей и взрослых, тирами и прочими атрибутами громкого развлекательного курорта. А какой запах встречает отдыхающих у главного тусовочного места набережной… Вот оно, то самое масло, на котором что-то жарят и от которого желудок сжимается в страхе.

Вид на 40 тысяч

Каждый сегмент туристического кластера Крыма, потеряв два месяца в простое, как свежая лошадь ринулся компенсировать потерянное.

Отель, один из лучших в Крыму, таких на весь регион не более десяти, зимой-весной предлагавший эконом-номер по 7-8 тыс. рублей за две ночи, ныне оптимистично предлагает его за 40-42 тысячи. Радостно добавляя: у вас еще есть шанс. 20 квадратных метров, вид не на море. 

Ряд отелей вообще уже ничего не предлагает – номеров нет, все выкуплено.

Что-то еще можно найти в дорогих апартаментах и виллах (их начали арендовать, когда стало ясно, что заграницы в этот сезон не будет). Либо в мини-отелях и гостевых домах. И то если повезет. И если там ответственный владелец, и желательно все же место прозвонить.

Потому что даже факт подтверждения бронирования не говорит ни о чем – это такая черта Крыма. Из-за санкций, неразвитости онлайн-платежей, серых схем и т.д. вы можете получить по почте подтверждение от агрегатора, но на месте обнаружить, что, поскольку предоплату вы не вносили (многое в Крыму еще делается за наличный расчет), брони нет. Обязательно позвоните в объект размещения и внесите предоплату! Не радуйтесь, если вам сообщат, что кредитная карта не требуется. Это означает, что ничто не будет сдерживать хозяина, если клиент образуется за час до вашего прибытия.

Он вам ничего не должен. 

Мусор на миллион

Базовая проблема приезжающих из тех категорий, которые обычно ездят в Грецию и Францию, это окружение. И пока незаметно, чтобы кто-то в Крыму стремился его преобразовать.

Успешность турсектора часто измеряется в Крыму миллионами прибывших. Однако этот показатель не может быть статистикой успеха, потому что подчас количество идет в ущерб качеству.

Отдыхающие на набережной в Севастополе
Курортная пятилетка Крыма. Внушительные цифры, дырявые трубы
Можно получить миллионы туристов, которые больше оставят проблем, чем средств для дальнейшего развития Крыма. И еще породят дополнительные расходы на утилизацию мусора, приведение в порядок пляжных зон, предотвращение возгораний, когда люди решат поджарить шашлычок в измученном засухой лесу.

Да и Крым не резиновый. Как и любой другой регион, зажатый морем, горами и ветхой инфраструктурой.

Довиль и караоке 

Этот сезон – важная веха для развития Крыма. Если в регионе хотят получать не только тех, кому надобно пивко и чебуреки, успешно реализовать федеральные программы и создавать Крыму будущее, для таких клиентов нужно выстраивать перспективу.

Кто-то отмахнется и скажет, мол, всему свое время. Однако есть вещи, которые нужно делать целенаправленно. Прежде всего воспитывать в туристах и сервисных секторах ответственность и уважение.

К примеру, есть черты, которые присущи определенным стратам общества. Вы можете не знать, кто у вас за стеной в отеле или под боком на пляже, но по громкости голосов и тональности общения скорее всего поймете, кто эти люди.

Если музыка звучит на набережной из каждой палатки, независимо от страны, скорее всего это не дорогой курорт. Не будет в Довиле и Марбелье орать шансон на набережной. Песни будут в дансингах, ночных клубах, дискотеках. Но расположенных так, чтобы вопли танцполов не мешали другим отдыхающим. Тем, кто приехал слушать шум моря, а не последние хиты того или иного исполнителя. То есть исполнитель тоже возможен. Но на специально отведенной под выступление площадке.

Турсезон в Крыму: все смешалось, кони, люди
На одной из улочек курортного городка Довиль на северо-западе Франции

Даже в Москве не само 

Подготовленность объектов – отдельный разговор.

В Крыму можно за 5-6 тысяч рублей за ночь найти очень симпатичные отели с дизайном, номера в которых продуманы. И в то же время санаторий, относящийся к ведению большой федеральной госструктуры, встречает гостей так, будто о дезинфекции здесь не слышали не то что со времен ковида - со времен распада Союза. А размещение отнюдь не дешевое.

Города России. Судак
"Бабушкинская" мебель и отношение: чем недовольны туристы в Крыму
Это вопрос к менеджменту. Люди явно 3 месяца ничего не делали. Санаторий никто не готовил, пляж более неубранный, чем более плотные по людям пляжи Ялты и Гурзуфа. Раздолбанные коридоры и лифты, старая советская мебель и интерьеры, напоминающие аэропорт Шереметьево-2 в годы перед закрытием. 

И это уже вопрос к Москве, почему ряд федеральных объектов в Крыму такого качества.

Сами крымчане вздыхают – почему многие санатории до сих пор советского вида и внутри, и снаружи. Потому что этим надо заниматься властям, бизнесу. Не ждать. Что-то приходит само, что-то нет. Москва это тоже проходила.

В течение многих лет, когда у Москвы было уже все в порядке с бюджетом и деньгами, мало что делалось, чтобы столицу большой страны превратить в комфортный город мира. Кривые палатки на каждом углу, немногие выжившие старинные дома, обвешанные низкопробной рекламой, старый автопарк общественного транспорта. 

Оказалось, это можно исправить за несколько лет. Но только если этим целенаправленно и осознанно заниматься. С привлечением денег, мозгов и технологий. И сколько бы ни ругали Собянина, за Москву не стыдно. 

В Крыму меньше денег, красоты и специалистов? Есть федеральные и региональные программы, миллиарды рублей и тысячи неглупых крымчан и приезжающих, у которых душа болит за Крым. Так почему бы не воспользоваться этим? Эффективно, продуманно, с пониманием, куда идет регион, каким хочет стать. 

Голландия по-крымски

Отдельный мир крымского отдыха – эллинги. За красивым, почти греческим названием скрывается разное. Бывший советский рыбхоз, гаражи, места для хранения лодок. Стенка к стенке, прямо у воды. Или, как теперь принято говорить, "первая линия". 

Это целые маленькие городки, чем-то напоминающие Бельгию и Голландию с одним отличием. Они – для совсем непритязательных. Комната, настроенная на комнату. Хотя с балконом, часто даже с кухней. И да, с видом на море. 

Турсезон в Крыму: все смешалось, кони, люди
Береговая линия с эллингами в Большой Ялте

Работают эллинги, как правило, строго в сезон. Поскольку это наследие украинских времен, в таких городках много машин с украинскими номерами (владельцы приехали) либо закрытых и/или продающихся 5-6-этажных башенок, плотно зажатых такими же (владельцы уехали).

Вид на один из районов Монако
Яхтенный турист приносит в полтора раза больше денег
Покупать это, как правило, рискованно – непонятное право собственности, неизвестно когда оформленные землеотводы, в любой момент может объявиться прежний хозяин, требующий признать сделку ничтожной. 

Из-за скученности размещения отдых здесь особо интенсивный.

Это микроконцентрация детей, лежаков, пива и резиновых драконов. И неизвестно куда ведущих труб канализации... Иногда можно встретить очень неплохие образцы домиков, даже в стиле швейцарских шале. Но в любом случае, это отдельный специфический отдых, о котором те, кто никогда или давно не был в Крыму, просто не слышали.

Узнать на сайте об этом трудно, номер будет представлен как апартаменты или мини-отель. Заехать сюда на пару дней – любопытно. Познать иную культуру пребывания у моря. Местами почти Неаполь. Если б не был жутким новоделом. Но если кто-то по незнанию забронирует 2 недели, ему может быть тяжко – слишком скученно. 

Жилплощадь из воздуха: гаражные "шанхаи" в Крыму >>

Одноразовый туризм

И еще - качество сервиса. Цены прилично выкручены, но это, в общем, бич любого туристического места на земле. Банковские карты подобные места начали принимать, но далеко не все. 

Главное – человеческий фактор. В некоторых магазинчиках вас могут обслужить как родного, в лучших традициях провинциальной Европы. Выдадут сыр собственного приготовления, курицу-гриль, расскажут историю места со времен советского постмодерна. В других - "вас много, а я одна".

Аналогично ведут себя подчас и отдыхающие. Этакие цари мира, которым все должны.

Отдыхающая на пляже в Евпатории
И так приедут: у кого остались деньги на отпуск в Крыму?
Конечно, Крым не единственный, кто нещадно зарабатывает на туристах. К примеру, это проходила Италия лет 15-20 назад. За бутерброд жуткого качества, но у стен Колизея, драли несусветные деньги, все заведения закрывались на сиесту, туристам подсовывали втридорога то, чего никогда не взяли бы сами. С течением лет это прошло. Среди причин, можно не сомневаться, стало осознание владельцами заведений того факта, что а) туристы стали делиться впечатлениями в соцсетях и б) на основе этих впечатлений они сами и их знакомые люди решали, приехать в это место снова или нет. 

Мировой туризм в какой-то момент перестал быть одноразовым. И отельеры многих стран и городов это поняли. Крымские к этому еще даже не подошли.

Объяснений тут может быть два. Либо они действительно лишь в начале пути и со временем приобретут изящество и уют южной Европы, либо останутся как есть с принципом из известной рекламы "все равно купят". Все равно приедете. Вас много, а Крым один. А те же вы или новые, нам все равно, деньги везите.

Вернутся или не важно?

Время действительно покажет. В сущности, через 4-5 лет, когда на переходный период уже будет не списать, станет понятно, каким становится Крым.

И этот сезон регион как раз может использовать, чтобы стать лучше. Изучить потребности и опыт тех, кто оказался здесь вынужденно. А потом замерить, вернулись они сюда или предпочли пусть и что-то более прохладное, но комфортное. И по сервису, и по окружению.

Примеры есть. И это не Москва и Питер с их возможностями. Это Калининград и его пригороды, которые смогли обустроить и куда люди стали ездить даже не в сезон, когда с Балтики дует ледяной ветер. Это Ярославль. Это Алтай, который, не имея ни опыта, ни больших денег, тяжело, но учится работать. Сочи в данном случае не показатель - город и окрестности делали к дате и под проект, а вот побывавшие в Геленджике говорят, что Крым вполне может взять этот опыт. 

Продажа пива в Севастополе
Неспешно ничего не делаем. Ответ "понаехавшего"
 Лучшие практики нужно собирать, анализировать и применять. Чтобы люди вернулись. Благо базы данных, агрегаторы и соцсети позволяют отследить достаточно много из передвижений и предпочтений современного человека. 

То же сказал и министр туризма Вадим Волченко: "Сегодня в Крыму колоссальный спрос на отдых и оздоровление вплоть до конца сентября. Однако надо уже сейчас думать о возврате тех туристов, которые отдохнули на полуострове… Наши гости должны возвращаться и ощущать внимание и заботу в любое время". Да, должны возвращаться. И помогать возрождать Крым.

"Не надо продавать как Турцию": эксперт о туристическом будущем Крыма >>

***

...Когда удается выбраться из пива, визгов и караоке, слышна песнь цикад и мощь моря, бьющего у ног. А на горизонте можно увидеть вечность... Сила Крыма. Нельзя ее истощить. 

Турсезон в Крыму: все смешалось, кони, люди
Туризм
Загрузка...
Популярное
10:1723.10.2020Снова 200+: сводка по коронавирусу в Крыму за сутки
13:3523.10.2020Познер заявил о "моральном обязательстве" России перед крымчанами
08:4123.10.2020Назван простой способ определить зараженного коронавирусом
10:0023.10.2020Поклонская призвала Зеленского отречься от Крыма из-за водной блокады
07:0323.10.2020За хозяйственников и против активистов: чего украинцы хотят от выборов
13:4223.10.2020Правительство Севастополя отдало свои машины медикам