Жир меняет работу мозга подобно наркотикам, выяснили ученые

Молодые ученые КФУ доказали на крысах вред электронных сигарет для легких

МОСКВА,  30 мая – РИА Новости (Крым). Употребление жирной пищи меняет то, как работает центр удовольствия в мозге животных, делая его более чувствительным к гормону дофамину, что может объяснять то, почему люди набирают лишний вес, говорится в статье, опубликованной в журнале eNeuro.

Гены OXTR, SLC6F2 и SLC6A5 дирижируют диетой человека
Ученые раскрыли связь между генами и любимой едой
"Мы обнаружили свидетельства того, что постоянное употребление жирной пищи в позднем подростковом возрасте повышает чувствительность центра удовольствия к дофамину. В это время мозг человека и животных максимально уязвим к действию жирной пищи. Учитывая то, что сегодня подростки поедают все больше калорийной пищи и чаще страдают от ожирения, все это может указывать на основной механизм развития подобных проблем", — рассказывают Гильом Феррейра (Guilllaume Ferreira) из университета Бордо (Франция) и его коллеги.

В последние несколько лет ученые находят все больше признаков того, что ожирение и связанные с ним проблемы с метаболизмом развиваются не только по генетическим причинам или наличия проблем с силой воли у тучных людей, но и из-за того, что употребление такой пищи меняет работу мозга.

К примеру, два года назад биологи выяснили, что высококалорийная пища нарушает нормальную работу гена, управляющего активностью клеток в центре насыщения в мозге мышей, а год назад ученые обнаружили, что толстые люди обладают необычно высокой чувствительностью к вкусу пищи, и считают сладкую еду более вкусной, чем остальные люди, из-за изменений в работе их вкусовых рецепторов и других регионов мозга.

Ученый в лаборатории
Ученые нашли связь между обменом жиров в организме и долголетием
Феррейра и его коллеги нашли возможную причину развития всех этих нарушений, наблюдая за изменениями в работе центра удовольствия в мозге нескольких крыс, которых они кормили высококалорийной и просто жирной диетой.

Эти изменения ученые отслеживали достаточно простым и оригинальным способом – они вводили в тело грызуна амфетамин, стимулятор центра удовольствия, похожий по структуре на гормон дофамин, и следили за тем, как на их появление будут реагировать нервные клетки.

Схожие тесты, как рассказывают ученые, обычно применяются при оценке того, какие изменения в работе мозга происходят при приеме различных наркотиков, в том числе и самого амфетамина. Суть их очень проста — повторный прием небольших доз амфетамина вызывает одинаковую реакцию клеток в мозге здорового животного, тогда как мозг наркоманов реагирует на наркотик сильнее с каждым его приемом.

Пациент с избыточным весом
Ученые выяснили, почему недосып способствует ожирению
Как оказалось, жирная пища меняет мозг примерно таким же образом — крысы, питавшиеся жирной пищей, гораздо сильнее реагировали на повторные дозы амфетамина, чем их сородичи, которых биологи кормили нормальной диетой. Это проявлялось как в повышенной активности нервных клеток в центре удовольствия, так и в поведении самих животных, ставших гораздо более активными после приема второй или третьей дозы препарата.

Сильнее всего подобные изменения проявляли себя в том случае, если крысы питались жирной пищей в последние недели и месяцы их "подросткового" возраста. Все это, как считают ученые, указывает на большую уязвимость мозга подростков к действию жирной пищи, и говорит о необходимости их дополнительной защиты во время этого критического периода.