СИМФЕРОПОЛЬ, 17 фев – РИА Новости Крым. Высказывания некоторых украинских политиков о том, что Крым смог восстановить экономику и инфраструктуру после Великой Отечественной войны только благодаря передаче области в состав УССР в 1954 году, является не более чем историческим мифом. Такое мнение высказали политолог, доцент геофака Таврической академии КФУ Сергей Киселев и член Общественной палаты Крыма, доцент исторического факультета КФУ Виктор Харабуга на пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" в Симферополе.
Харабуга в свою очередь отметил, что восстановить крымскую промышленность и сельское хозяйство после войны было значительно легче, чем крупные предприятия тех же Днепропетровской и Запорожской областей.
"Крым лучше и быстрее восстановился, достигнув результатов довоенного периода. Восстанавливалось постепенно и животноводство, и садоводство, и виноградарство, и другие отрасли. Начали вкладываться серьезные деньги в курорты. Крым как курорт восстанавливался, но уже на другом, более высоком уровне", – подчеркнул он.
По словам историка, абсолютно несостоятельна и точка зрения о том, что в 1954 году Хрущев (первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 год – ред.) чуть ли ни заставил украинское партийное руководство принять Крымскую область в свой состав. О якобы "насильной" передаче Крыма, в частности, неоднократно заявлял первый президент независимой Украины Леонид Кравчук.
19 февраля 1954 года указом президиума Верховного Совета СССР Крымская область была передана из состава РСФСР Украинской ССР. Решение объяснялась "общностью экономики, территориальной близостью и тесными хозяйственными и культурными связями между Крымской областью и Украиной". Указ часто называют личной инициативой первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. После распада СССР Крым остался в составе Украины.
Уже после вхождения Крыма в состав России Генеральная прокуратура РФ признала передачу Крыма Украине противоречащей Конституции РСФСР и СССР. В Генпрокуратуре пояснили, что согласно Конституции СССР, вопросы утверждения изменений границ между союзными республиками находились в ведении высших органов государственной власти и органов государственного управления, а не Президиума Верховного Совета СССР.