Егор Леев, Украина.ру
Через несколько дней станет известно имя следующего премьер-министра Украины. Сейчас президент Владимир Зеленский, по его собственному утверждению, раздумывает над двумя кандидатурами.
"Я должен принять это решение на этой неделе, больше некуда тянуть. Скажу честно, что сложность этого решения только в том, что мне нравятся несколько человек. Не скажу кто, скажу, что двое", — сказал президент во время приема по случаю Дня независимости, отвечая на вопрос украинского издания LB.ua.
Что касается личных качеств нового главы Кабмина, то он, по словам Зеленского, должен быть подкованным прежде всего в экономическом плане — быть готовым к решению проблем в экономике.
"Человек должен прийти с моделью, с людьми, со сроками реформ. Это большая глобальная задача", — отметил Зеленский.
При этом фамилии тех, среди кого выбирает, Зеленский предсказуемо не назвал. Остается лишь гадать. Хотя некоторые подсказки его люди уже давали.
Список из четырех фамилий
"Премьер-министр. У нас есть short-list. В нем были Андрей Коболев, Юрий Витренко, Алексей Гончарук и Владислав Рашкован", —отмечал он в комментарии "Радио НВ".
Двое из этого списка — Коболев и Витренко — связаны с НАК "Нафтогаз". Первый возглавляет компанию, второй — ее исполнительный директор.
Себе в заслугу они могут записать противостояние с Россией в деле по газу в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма. При этом оба "нефтегазовика" имеют репутацию крайне прозападных экономистов.
В свою очередь, о назначении Гончарука премьер-министром ранее сообщал Telegram-канал "УП. Оff the record", где публикуется то, что сообщали украинские политики журналистам не под запись.
Гончаруку 35 лет. Сейчас он является заместителем главы Офиса президента и курирует там вопросы экономки. С 21 июня Гончарук назначен членом Национального инвестиционного совета Украины и Национального совета по вопросам антикоррупционной политики. Примечательно, что Гончарука с нынешним премьером Владимиром Гройсманом "роднит" alma mater, — он тоже окончил Межрегиональную академию управления персоналом, правда, другое ее подразделение — Институт права им. князя Владимира Великого. Позже занимался инвестициями и юриспруденцией.
С точки зрения медиа фигура Гончарука самая удачная — он молод, фотогеничен, не успел засветиться в каких-либо скандалах или токсичных в имиджевом плане сферах вроде той же энергетики.
Что касается Рашкована, то он сейчас представляет страну в МВФ. Впервые о том, что именно этот человек может стать премьер-министром, заговорили во второй половине июля, однако не источники в президентской политсиле, а источники в партии "Голос".
"Премьером может стать Рашкован…» — заявил неназванный источник в этой партии изданию Lb.ua.
Подобную же версию в комментарии изданию Украина.ру озвучивал тогда политолог Константин Бондаренко.
"Все чаще называют фамилию Рашкована, который фактически возглавляет посольство Международного валютного фонда в Украине. Многие эксперты сходятся на этой фигуре, но я думаю, что это еще не окончательное решение и Зеленский будет еще очень активно обсуждать этот вопрос с разными международными организациями, посольством Соединенных Штатов и с прочими структурами", — отмечал он 22 июля.
В общем, сейчас идут активные смотрины среди кандидатов на пост премьер-министра. Впрочем, первые выводы о том, кто эти два человека, из которых выбирает Зеленский, сделать можно, зная о характере самого Зеленского.
Абсолютно управляемый человек
Особенности украинской политической системы состоят в том, что Украина — это президентско-парламентская республика. По сути то, что президент превратился в мощную фигуру, — это заслуга тех же Виктора Януковича и Петра Порошенко. И то в последнем случае речь шла о неформальных способах влияния на государственную политику.
Порошенко фактически имел послушное себе правительство, хотя, вздумай Гройсман ему перечить, страну мог бы охватить полномасштабный политический кризис: с 2016 года в парламенте де-факто не было правящей коалиции, многие нужные Порошенко решения ему, если верить беглому народному депутат Александру Онищенко, приходилось буквально покупать.
Главой же исполнительной власти в стране является премьер-министр. И снять его тоже не очень-то просто.
Несмотря на то что большинство в парламенте у одной лишь партии Зеленского "Слуга народа", в самой партии политологи уже называют различные группы влияния. Одна из них связана с олигархом Игорем Коломойским, другая — с непубличным олигархом Андреем Веревским, еще одна — с олигархом Виктором Пинчуком.
Есть и группы, связанные с нынешним министром внутренних дел Арсеном Аваковым, а также с другими политиками и "владельцами заводов-газет-пароходов". В общем, "Слуга народа" — весьма рыхлая фракция, и опираться на нее, надеясь с помощью такого большинства контролировать работу правительства, — довольно самоуверенно.
С другой стороны, их "перемога" над "Газпромом" создала для страны риски. 1 января 2020 года заканчивается контракт с российской компанией. И что делать без российского газа, никто не знает. В общем, премьер из "Нафтогаза" в преддверии холодной зимы не лучший выбор.
Что касается Рашкована, то он тоже довольно неоднозначная личность. Так, он уже успел "прославиться" довольно сомнительным скандалом.
"Он запомнился тем, что выгнал уборщиц из Нацбанка, а потом там случился туалетный коллапс, потому что он хотел привести другую уборочную компанию, услуги которой стоили во много раз дороже. Рашкован активно работал с г-жой Гонтаревой и закрывал банки. И потом, он кажется слишком очевидным ставленником МВФ. То есть он уже имеет подмоченную репутацию", — рассказывал в комментарии изданию Украина.ру политолог Алексей Якубин.
Кроме того, его связь с Валерией Гонтаревой, которую СМИ называли бизнес-партнером Порошенко, тоже не идет ему в плюс.
Впрочем, пока что все это — гадание на гуще от растворимого кофе. Команда Зеленского за неполные сто дней его власти уже прославилась умением удивлять. Так что не исключено, что в качестве премьер-министра могут выдвинуть кандидатуру Оксаны Маркаровой, — она тоже молода, разбирается в экономике и вообще успела поработать с Александром Данилюком. А может быть, премьером вообще станет кто-то, кого сейчас даже не обсуждают а политических элитах страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции