Наталья Дремова
Ночью к стоявшей на севастопольской базе подводной лодке Б-871 подошел катер. Сидящие в нем люди знали, что экипаж находится в казарме на берегу, а на борту только дежурная смена. Заместитель командира 14-й дивизии подлодок Лупаков замыслил большое дело. К слову, в Севастополе инициативного офицера оценивали своеобразно: шутили, что идиотизм у подводников измеряется в "лупаках"…
Это был 1992 год. Ночная вылазка задумывалась инициаторами как попытка принудить находящихся на борту матросов принять присягу Украине. Потом можно и поднять на субмарине флаг "незалежной". Тогда у новоявленной державы появится первая подлодка. В катере находился и замполит лодки Б-871 Петренко, поддерживавший Лупакова. Но все пошло не по плану.
Дежурная смена — матросы срочной службы — заявила: если прибывшие офицеры не покинут лодку, прекратится вентиляция аккумуляторных батарей. Последствия – увеличение концентрации водорода. А там и до взрыва недалеко. "Присягонасильники" вынуждены были убраться восвояси.
Тот год для черноморцев был тяжелейшим временем. Флот резали "по живому". Пытались растаскивать, грабить. Предварительные договоренности между странами не соблюдались.
23 июня 1992 года президенты России и Украины встретились в Дагомысе. Подписали соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений. В одном из пунктов было прописано продолжение переговоров по созданию на Чёрном море флотов ВМФ РФ и ВМС Украины. Следующее важнейшее соглашение, о принципах создания флотов, появилось 3 августа этого же года.
Всего, и — побольше!
Сначала Украина заявила претензии на весь флот.
Возможно, предполагает исполнительный директор Института стран СНГ в Севастополе, капитан 1 ранга запаса Сергей Горбачев, рассчитывали на то, что "свои" кусочки попытаются откусить Грузия и Молдавия:
"Будущий украинский президент Леонид Кравчук осенью 1991 года побывал в Севастополе, заверяя всех, что флот Украине не нужен, — вспоминает он. — Что, мол, нужны совсем небольшие военно-морские силы в районе Одессы — охранять границы. А потом, когда его избрали главой государства, позицию поменял".
Теперь претензии простирались на все три военных округа и флот с общей группировкой в 700 тысяч военнослужащих. С этого момента Украине нужно было все: стратегические ракетные войска, дальняя авиация. Ну, и то, что на воде, под водой и на суше. Военные всех трех округов безропотно приняли присягу. Командующие отказались это делать. В ответ их отстранили от командования частями.
А вот моряки всего Черноморского флота воспротивились клясться на верность Украине.
Справка
Зоной ответственности ЧФ в 1992 году были Азовское, Черное и Средиземное моря. В состав флота входили:
- 94 тыс. военнослужащих,
- примерно 100 тыс. гражданских специалистов,
- 833 плавсредства, в том числе полсотни кораблей дальней морской зоны, 29 подлодок,
- около 400 летательных аппаратов;
- самая северная база (пункт базирования) флота находилась в Овруче: на границе Украины и Белоруссии, самая южная — в порту Тартус (Сирия), восточная — на Каспии (Дагестан), западная — в Измаиле (Украина);
- ЧФ дислоцировался в Крыму, на Украине, в России, Грузии, Молдавии. В украинских Броварах располагался центр радиоэлектронной разведки флота, в Киеве готовили связистов-осназовцев для частей ЧФ.
Украина вполне могла получить если не все, то очень многое. Зачем ей полноценный "боевой кулак", корабли и подлодки, базы, которые дорого содержать? Вряд ли тогда политики и руководители "незалежной" могли ответить на этот вопрос. "Шоб було" - нечто большое и внушительное…
Человека, который спас для России Черноморский флот, зовут Игорь Владимирович Касатонов. Именно он в критический момент для военно-морских сил командовал Черноморским флотом. Руководству страны было тогда не до флота: шла дележка власти, поиск сторонников, "распил" сфер влияния. А Касатонов сплотил вокруг себя единомышленников. Стал инициатором, идеологом и организатором борьбы за ЧФ.
Если бы не противостояние ЧФ, возглавляемое Касатоновым, то Украина не убавила бы свои претензии сначала до "пополам", а затем до 18%.
Главнокомандующий Черноморским флотом РФ адмирал Игорь Касатонов.
Кстати
Пока вокруг ЧФ велись споры о разделе, не был урегулирован ряд вопросов, на кораблях поднимался флаг несуществующего государства, СССР. Под ним моряки-черноморцы ходили вокруг Европы и появлялись на военно-морских парадах в Петербурге, действовали в Средиземном море.
После подписания в 1997 году большого договора с базовыми соглашениями по ЧФ РФ на территории Украины, в Севастополе российские корабли подняли Андреевские флаги.
Третья оборона
Севастополь в 1992 году держал свою Третью оборону.
Резко ухудшилось снабжение флота. Не хватало всего: топлива, запчастей для кораблей, обмундирования. Иногда, чтобы снарядить один корабль в море, с остальных собирали недостающее. В том году случился конфликт в Абхазии, и корабли вспомогательного флота, "десантники", во время фактических боевых действий смогли вывезти 17 тысяч беженцев.
Июньские соглашения стали первым шагом по упорядочиванию ситуации на флоте. Но Украина не собиралась останавливать своих инициативных подчиненных.
В заявлении Координационного совета офицерских собраний ЧФ тогда упоминалось: именно после встречи президентов в Дагомысе началась широкомасштабная, скоординированная акция по дестабилизации обстановки на флоте. Под руководством военной контрразведки Украины, СБУ и организационной группы ВМСУ.
"Перемоги", хотя и весьма сомнительные, все же были. 126-й симферопольский артполк береговой обороны украинскую присягу принял: офицерам пообещали выплатить задолженность по зарплатам и вещевому довольствию, а также сразу дать квартиры. И обманули: жилье распределили штабистам, а "переметнувшихся" просто поставили в очередь.
"Потянулась череда провокаций с попытками привести экипажи кораблей и береговых частей к украинской присяге, — рассказывает Сергей Горбачев. — Обычно согласившихся собирали в каком-нибудь укромном закутке, мероприятие проводили за считанные минуты, а потом рапортовали в Киев об очередном успехе. На флоте эти присяги сразу прозвали "гальюнными".
В июле Сергей Настенко, командир сторожевого корабля № 112, базировавшегося в Донузлаве, запер в каюте старшего офицера, находившегося в тот момент на борту, и приказал экипажу выйти в море. А потом — поднять флаг "незалежной". Под ним и довел угнанный катер до Одессы…
Несколькими днями спустя в Севастополе военная комендатура гарнизона заявила о выходе из подчинения ЧФ. Проукраинские военнослужащие с оружием в руках захватили управление гарнизонной службы. Взвод автоматчиков удалось убрать оттуда после прибытия адмирала Касатонова и представителя президента Украины. Зато инициатор захвата, подполковник Зверев, вышел из комендатуры уже украинским полковником.
На тральщике "Сигнальщик" утром выстроили экипаж. Капитан-лейтенант Лещенко, отвечавший за работу с личным составом, соврал, что мораторий на изменение присяги снят. И теперь надо определяться в своей принадлежности. Поверившие ему моряки перешли в ВМСУ. На имя президента Украины ушла поздравительная телеграмма…
Старпом "законсервированного" на тот момент крейсера "Михаил Кутузов" собрал часть экипажа за башней пушки и инициировал ритуал присяги Украине, после чего отстучал радиограмму, рапортуя о захвате крейсера. Но остальная часть команды корабль отстояла, и присягнувшие Киеву вынуждены были искать себе другое место прохождения службы.
Курсантам севастопольских военно-морских училищ выдвинули ультиматум: или присягаете Украине, или будете отправлены за пределы страны…
Из воспоминаний адмирала Игоря Касатонова:
"Атаки шли с разных сторон, я постоянно ждал подвоха. Скажем, Киев попытался "забрать флот" через призывников. Новобранцев из России на полуостров не пускали, зато хлопцев с Западной Украины везли эшелонами. Чтобы соблюсти паритет, я приказал доставить более 5 тысяч наших призывников на боевых кораблях из Новороссийска. Как во время войны. В Севастополе ребят встречала рота морской пехоты. Из 11 тысяч призывников, попавших в Крым летом 92-го, почти половина была из России".
Значительная часть объектов и имущества ЧФ, доставшаяся Украине, для страны погибла. Была украдена, продана, растащена по частям. Полноценный флот так и не был создан. Боевые корабли доводили до непригодности и продавали на металл.
"Была серия великолепных кораблей-сторожевиков проекта 1135, два — "Пытливый" и "Ладный" - до сих пор в составе ЧФ РФ, — приводит пример Сергей Горбачев. — Украинцам отошло три, ни один из них в море не выходил. На одном из них, "Разительном", я начинал службу. Его украинцы продали туркам. Но во время буксировки корабль "не сдался" и затонул".
Аэродромы разворовали, даже демонтировали аэродромные плиты. Склады разграбили. Принимали-то их по строгой описи, проверяя каждый ящик консервов, пересчитывая стаканы, ложки, поварешки. Но порой на следующее же утро после подписания акта все содержимое склада исчезало.