СИМФЕРОПОЛЬ, 28 мар – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. Западные санкции против России не приведут к опустению магазинных полок с алкогольными напитками, но снижения качества и дальнейшего роста цен на спиртное не избежать. Такое мнение в комментарии РИА Новости Крым высказал эксперт рынка, автор блога Alcomaniac Иван Буханец.
До введения жестких санкций в связи со специальной военной операцией на Украине зарубежная продукция занимала огромный сегмент российского алкогольного рынка. Так, практически весь виски, джин, ром и текила ввозились из-за границы. Доля импортного вина составляла 50%, и коньяков – порядка 30%. На сегодняшний день большинство иностранных алкогольных компаний не поставляют в Россию свою продукцию.
Но дефицит спиртного России не грозит, считает Буханец. По словам эксперта, отечественные предприятия и компании из дружественных РФ стран смогут заполнить и уже заполняют полки магазинов, но какого качества эта продукция – другой вопрос. Так, вместо французских коньяков появляются отечественные, класс которых "на несколько голов ниже", поясняет Буханец.
"На "низком старте" находятся наши соседи. К примеру, вначале зимы белорусские власти анонсировали производство своего коньяка, который по цене должен был стать конкурентом французским Courvoisier и Hennessy. Никуда не делись коньяки армянский, грузинский и молдавский. Что касается остального алкоголя, тот же джин умеют делать в Армении, и делают его хорошо. Пустых полок не будет", – считает эксперт.
Но если рынок коньяков в странах постсоветского пространства более-менее развит, то виски ни россияне, ни кто-либо из наших соседей делать так и не научился, констатирует Буханец. Во всей России есть несколько производителей крафтового виски, но он производится в единичных экземплярах. А, тот виски, что официально разливают в России, производится из импортных дистиллятов из Шотландии и Ирландии. Но даже в таких случаях о каком-либо высоком качестве говорить не приходится, отмечает он. Про бурбоны (кукурузный виски) из США специалист рекомендует вообще забыть. Отечественные аналоги, конечно, существуют, но ни в какое сравнение с американским продуктом не идут.
Но отечественным любителям виски не стоит отчаиваться. Примечательная и неожиданная деталь: самым популярным виски в мире по итогам прошлого года стал виски из… Индии! Буханец отмечает, что индийский виски уже сейчас можно встретить на полках магазинов, но в очень ограниченном количестве. Ситуация с санкциями вполне может привести к тому, что импорт этого напитка в Россию существенно возрастет.
По остальным алкогольным напиткам отечественные производители смогут занять рынок, считает Буханец. Например, ограничение на импорт вина сыграет в некотором смысле даже положительную роль.
"Трудности с импортом вина – чуть ли ни единственный плюс во всей этой ситуации. Вино в России делать умеют и любят. Последние год-два имели тренд на российское вино, виноделен в РФ достаточно, как больших, так и локальных. Однако и те, и другие способны делать качественный продукт по приемлемым ценам и на любой вкус. На мой взгляд, это большой шанс для наших виноделов, главное – не злоупотреблять на фоне отсутствия иностранных конкурентов", – пояснил специалист.
С другой стороны, из-за санкций для виноделов возникает сложность с пробкой и упаковкой, но эти проблемы удастся решить, считает Буханец.
Если дефицит алкогольных напитков россиянам не грозит, то картина с ценами выглядит более пессимистично. По словам специалиста, среднее повышение стоимости, в зависимости от напитков и их происхождения, уже составило от 20 до 60, а иногда и до 100%.
"Согласно имеющейся у меня информации, цены повышают не только импортеры из "недружественных стран", но и наши соседи из СНГ. Например, поднялась отгрузочная цена на белорусскую водку, то есть продукцию чуть ли ни из самого союзного для России государства. Та же история и с Арменией, Грузией и Молдавией", – констатировал Буханец.
Повышение цен скажется на всплеске популярности контрафактного алкоголя, полагает эксперт. Тем не менее, издержки коснулись и черного рынка. Подорожало все – логистика, тара, производство.
"Задача государства в этот период – не допустить распространения контрафаткной продукции в массы, поскольку повсеместное удорожание скажется на качестве контрафаткного спиртного в сторону его ухудшения", – заключил эксперт.