СИМФЕРОПОЛЬ, 11 мар - РИА Новости Крым. Текущая ситуация на Украине спровоцировала настолько стремительный рост цен, что продавцы не успевают менять ценники в торговых залах и предлагают покупателям уточнять актуальную стоимость товаров на кассе. Насколько законны такие действия и как быть в такой ситуации покупателю, в эфире радио "Спутник в Крыму" рассказала официальный представитель регионального отделения Объединения потребителей России в РК Надежда Анельчук.
Магазины и онлайн покупки
"Цены должны быть актуальными и объективными. Объявления о том, что цены не актуальны, и якобы их нужно уточнять на кассе, не имеют законной силы. Если стоимость товара не соответствует ценнику, потребитель может требовать, чтоб ему продали товар по той цене, которая указана. Это справедливо для любых продавцов, независимо от формы собственности - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель", - констатирует Анельчук.
Незаконным, по ее словам, является и отсутствие ценников. Закон о защите прав потребителей обязывает продавца предоставить информацию о цене товара в момент его выбора. При этом цены могут меняться в течение дня, однако главное правило неизменно - покупатель должен видеть ценник и оплачивать товар в соответствии с ним. То же касается интернет-покупок:
"Совершая онлайн покупку, покупатель получает подтверждение от продавца о том, что заказ оформлен и что его стоимость равна определенной сумме. Фактически это является договором купли-продажи, и продавец обязан доставить товар по этой цене. Требовать иные суммы при получении незаконно".
Услуги и турпоездки
Если речь идет об услугах, здесь работают все те же механизмы, продолжает эксперт: "В одностороннем порядке никаких изменений стоимости услуг по тому договору, который уже заключен быть не может. Например, если потребитель приобрел абонемент в спортзал, то на протяжении срока действия данного абонемента стоимость меняться не может".
Кроме того Анельчук напоминает: если потребитель приобрел услугу, но не воспользовался ею, он имеет право отказаться от данной услуги в любой момент до ее получения и потребовать возврата уплаченной суммы:
"Например, если речь идет о туристической поездке. В период пандемии, когда были отмены бронирований, работало постановление, разрешающее туроператорам не возвращать деньги за приобретенный турпродукт. Вместо этого были определенны сроки, в течение которых можно было перенести бронирования. Возможно, в нынешней ситуации будет что-то аналогичное. Но на сегодня таких нормативных документов нет. Поэтому продавец не может отказывать потребителю в возврате денег".
Отстоять свои права
"Конечно, многие продавцы сейчас пытаются сослаться на форс-мажорные обстоятельства. Но если мы обратимся к гражданскому кодексу, то форс-мажор это обстоятельство, которое делает невозможным выполнение обязательства. Если повысилась цена товара у поставщиков, то сделка просто стала менее выгодна для продавца. Здесь не идет речь о том, что обязательство невозможно исполнить. Любой предприниматель должен понимать, что существуют определенные риски. Это не повод перекладывать свои трудности на плечи потребителя", - продолжает гостья эфира.
В случае, если под видом "форс-мажора" ваши права пытаются нарушить, первое что необходимо сделать, попытаться уладить вопрос на месте.
Если это не удается, можно купить товар по цене, которую запрашивает продавец, а потом потребовать возместить разницу между суммой в чеке и на ценнике в претензионном порядке. Для этого ценник и чек придется сфотографировать, претензию направить письменно, чтобы в дальнейшем иметь доказательства для суда о том, что вы выполнили все необходимые действия, предусмотренные законом.
"Это также является административным правонарушением. И если фото чека и ценника в торговом зале направить в контрольно-надзорные органы, это является основанием для привлечения такого продавца к административной ответственности", - подытожила эксперт.