СЕВАСТОПОЛЬ, 5 мар – РИА Новости Крым, Анна Петрова. Заявления Киева об угрозе распространения радиоактивного излучения в связи с пожаром "на Запорожской атомной станции", находящейся под контролем военнослужащих РФ, содержат много лжи и направлены исключительно на эскалацию ситуации на Украине. Это следует из комментария РИА Новости Крым ведущего доцента кафедры "Ядерные энергетические установки" Института ядерной энергии и промышленности Севастопольского государственного университета Юрия Браславского.
Он подчеркнул, что возгорание произошло в здании, которое находится за пределами АЭС, что априори не несло никакой угрозы.
"Мне хорошо знакомо расположение этих зданий. Пожар давно потушен и АЭС, как и следовало ожидать, продолжает работу в штатном режиме, лишь с поправкой на текущую ситуацию. Но, естественно, в текущих условиях все было раздуто до невозможности, и начались истерические лозунги – это отличный повод для эскалации ситуации, которая достаточно напряженная, и малейший инцидент возле такого серьезного объекта, как АЭС, дает повод обвинять в развязывании чуть ли не ядерной войны", – сказал эксперт.
Браславский отметил, что простых людей пугают слова "пожар на АЭС". Однако АЭС – это не только ядерный реактор и ядерная установка, но и десятки зданий и сооружений, которые не имеют никакого отношения к ядерному топливу и радиоактивным материалам. По его словам, даже локальные пожары на самой территории АЭС не несут угрозы объекту.
"Локальные возгорания на АЭС происходят – не сказать, чтобы часто, но случаются. Но они никакой угрозы ядерной безопасности и радиационной обстановке окружающей среды не несут, потому что непосредственно сам реактор и ядерное топливо никак не затрагивают".
Он добавил, что реактор с ядерным топливом и основные технические системы такого объекта повышенной опасности, как Запорожская атомная электростанция (ЗАЭС), защищены мощнейшей герметичной оболочкой более чем метровой толщины "из крепчайшего железобетона", способной выдержать существенные воздействия без какого-либо вреда реактору. Кроме того, сам реактор является монолитным элементом "с толщиной крепчайшего сплава".
В этой связи "нанести физический вред установке не так-то просто", заключил эксперт, отметив, что это возможно лишь при массированной атаке тяжелым вооружением.
"Согласно проекту, защитная гермооболочка должна выдержать взрыв 2 тонн тротила на расстоянии нескольких десятков метров. То есть даже мощные взрывы рядом не нарушат ее герметичность – только прямые тяжелые воздействия. Повредить его (реактор – ред.) может многократное попадание тяжелых боеприпасов, причем в сам энергоблок", – рассказал Браславский.
Эксперт также отметил, сравнение с Запорожской атомной станции с Чернобыльской АЭС некорректно, "поскольку там совершенно другие типы ядерных установок". И высказал уверенность в том, что специалисты, работающие на объекте, достаточно компетентны, чтобы обеспечить нормальное функционирование станции.
"Я абсолютно уверен в профессионализме персонала, и, если обеспечить ему возможность нормально работать, они в любой ситуации смогут обеспечить нормальное функционирование предприятия, без которого нормальная работа энергосистемы попросту невозможна".
Ранее 4 марта официальный представитель Минобороны РФ сообщил о том, что ночью на прилегающей к ЗАЭС территории киевской властью "была предпринята попытка реализации чудовищной провокации". Из учебно-тренировочного корпуса, расположенного за пределами атомной электростанции, украинская диверсионная группа обстреляла из стрелкового оружия мобильный патруль Росгвардии, вызвав ответный огонь, после чего, покидая позиции, подожгла здание. Пожар был ликвидирован.
Позже в своем выступлении президент Украины Зеленский заявил о том, что российские военные, танкисты, "атаковали" наибольшую в Европе ЗАЭС, которая одна "могла быть как шесть Чернобылей", обстреляв ее "прямой наводкой".