Наталья Дремова
Визит в Крым первого лица государства готовился три года. Для обеспечения высокого визита первыми в Крым "поехали" внушительные суммы казенных денег, посыпались госзаказы. Дороги, мосты, здания, озеленение, закупка мебели, утвари, продуктов, организация обедов и ночлегов… И вот наступил 1787 год.
235 лет назад императрица Екатерина II отправилась знакомиться с новым приобретением империи - Крымским полуостровом. 17 января по новому стилю из Царского села выдвинулся санный караван. В свите императрицы было больше трех тысяч человек.
Золотой след
За Екатериной II во время этого путешествия тянулся настоящий "золотой след". Она планировала поощрение отличившихся чиновников в разных городах на своем пути. Для этого были заказаны и взяты с собой золотые табакерки, перстни, часы, украшенные драгоценными камнями. Всего на сумму более 505 тысяч рублей. Для сравнения, однодневный заработок мастера в 5 копеек считался неплохой оплатой.
Восхищаемся и машем
Во все городки и села, мимо которых проходил маршрут великого путешествия, был разослан специальный циркуляр. В нем указывалось, что обыватели, встречающие карету, должны быть в лучшей своей одежде. Причем на этапе, пролегающем по Малороссии, предполагалось показать ликующее население в национальных нарядах. "Особливо девки в уборе на головах, по их обыкновению, с цветами", — говорилось в циркуляре.
В селениях же, мимо которых проезжали без остановки, местным жителям было велено вытащить из сундуков все свои сокровища и… постелить на заборах и завалинках. Расшитые женские наряды, ковры, или просто куски яркой ткани.
Прописывался даже регламент радости: "Девки бросают под карету цветы, а прочие изъявляют свое восхищение приличествующими поступками и приветствиями".
Надо меньше пить!
Те недели, в течение которых ожидался проезд "императорского каравана", стали печальными для местных любителей выпить. В трактирах и шинках категорически запрещено было "поить допьяна". За этим следили усиленные патрули стражи.
В тонусе находились и сами содержатели питейных заведений. Они были обязаны навести у себя чистоту и сами щеголять в опрятном виде.
Лавочники при этом пребывали в тоске из-за запрета повышать цены на съестное и алкоголь, а также продавать поврежденные и залежавшиеся припасы.
Маршрут
- Самым легким этапом пути был первый, до Киева — через Смоленск и Чернигов. 14 карет, 124 саней и 40 запасных экипажей тянулись по дороге.
- Из Киева путешествие продолжилось по Днепру, до современного Запорожья. Оттуда уже по суши кортеж добрался до Херсона и взял курс на Крым.
- В Крыму императрица посетила Перекоп, Карасубазар, Симферополь, Бахчисарай, Балаклаву, Севастополь, Старый Крым, Феодосию. Выехал кортеж с полуострова 11 июня (по новому стилю) по Арабатской стрелке.
В Киеве не понравилось
Киев Екатерину II не восхитил. "Улицы дурны и дурно мощены, а постройки вообще в плохом состоянии и лишены всякого изящества", — посчитала она. И даже обиделась, что город к ее приезду никак не украсили.
Киевом тогда "рулил" фельдмаршал Румянцев. И когда ему от имени императрицы указали на недоработку, старый вояка заявил: мол, мое дело — города брать. А украшайте уже их как-нибудь сами. И Екатерина II с ним… согласилась: вы завоевывайте, а мы разберемся.
В Киеве пришлось просидеть почти три месяца, ожидая, когда вскроется ото льда Днепр.
ЧП императорского масштаба
Организатор великого путешествия князь Потемкин озаботился и безопасностью. Например, приказал на Днепре взорвать некоторые пороги, чтобы не повредились галеры, на которых продолжилось путешествие. Сама Екатерина II обосновалась на галере "Днепр", на другой — "Десне" - находилась столовая.
И все же без ЧП не обошлось. Во время сильной бури суда выбросило на мель. Сгорела галера, где размещалась кухня. Императрица и путешествовавший с ней австрийский император Иосиф II интересовались, будет ли обед.
Но и из этого Потемкин устроил приключение. Заявил, что сам станет поваром. Принца Нассауского, состоящего на русской службе, назначил поваренком, генерала Браницкого определил в пирожники. Их кулинарные усилия сама Екатерина II оценила так: "их величествам никогда еще, с самого дня их коронаций, не случалось иметь столь блистательной прислуги и столь плохого обеда".
Еще одно небезопасное приключение случилось в Крыму. У Бахчисарая карета, в которой находились императрица и Иосиф II, преодолевала крутой подъем. Лошади понесли, тяжелый экипаж опасно накренился. От падения его спасли сопровождавшие карету крымские татары.
Потемкинские рощи и дворцы
"Стройки 18 века" в Крыму контролировались лично Потемкиным и правителем Тавриды графом Каховским. Въезд в Крым от Перекопа облагородили, соорудив триумфальную арку. А еще выкопали и перенесли к въезду больше тысячи деревьев, создав рощу. Никого не беспокоило, что они быстро засохнут…
Срочно ремонтировались дороги, где-то их пришлось вообще прокладывать заново. Например, чтобы провести прямую дорогу от Альмы до Бахчисарая, была срыта гора.
Возводились мосты через речки и овраги. На станциях, где предполагались остановки и ночлеги, накапливали бочки со смолой для освещения пути, готовили запасных лошадей. А еще на каждой станции требовалось создать вот такой запас: по пуду кофе и сахара, по три фунта чая, сто лимонов, 300-400 бутылок местного вина, 50 бутылок кислых щей (разновидность шипучего кваса), 25 бутылок меда. И обеспечить 8 дойных коров.
На постройку путевых дворцов в Крыму правителю Тавриды графу Каховскому отпустили 23 тысячи рублей. Но затем сумму увеличили в несколько раз. Мебель в основном выписывали из Москвы. Только для Симферопольского и Карасубазарского дворцов зеркал, люстр и канделябров закупили более чем на 37 тысяч рублей.
© РИА Новости Крым . Наталья Дремова
Покои Екатерины II когда-то демонстрировались экскурсантам Бахчисарайского дворца. Открытка начала ХХ века из коллекции Н. Дремовой
Версты и мили
В день императрица могла проезжать 70-80 верст. Каждая верста отмечалась особым знаком. Каждые десять верст — каменной милей. Сооружение верстового знака обходилось в 3-5 рублей, мили — в 14 рублей. Камень для их строительства брали как в каменоломнях, так и в заброшенных деревнях.
Хочется как лучше
Ради красивых пейзажей жителям крымских селений было приказано распахать и засеять поля на десять саженей у дороги. Большинство селян из Перекопского уезда от повинности уклонились, заявив: они, мол, не пахари, а вовсе даже кавалеристы и собираются на службу.
Уже когда императрица отправилась в путешествие, Потемкин написал Каховскому, что надо что-то делать с Евпаторией и Феодосией. Вид у обоих городов неприглядный. "Козлов (Евпаторию) почистите и побелите, также и Кафу", — распорядился он.
Относительно Бахчисарая императрица дала особые указания: оставить город в неприкосновенности, сохранив восточный колорит. Поэтому здесь улучшения ограничились текущим ремонтом.
19 апреля 2019, 07:33Радио "Спутник в Крыму"
Как Крым стал российским: 236 лет манифесту Екатерины IIКрыши на воздух
Из множества подарков от осчастливленных визитом подданных выделяются два.
Понятно, что на каждой остановке Екатерину II встречали хлебом-солью. Но Крыму удалось переплюнуть всех. В Перекопе, где императрица завтракала, ей "насолили" от души: в подарок преподнесли 11 видов соли, добываемой в Крыму.
А во время остановки в Карасубазаре был устроен фейерверк из 300 тысяч ракет! Огни "нарисовали" пылающий вензель императрицы. Кому было дело до того, что для изготовления ракет издалека везли селитру, порох, серу! И что ради фейерверка военные ободрали крыши в деревне Зуя: им требовалась дранка.
Помещения для евнухов
На многих станциях свиту размещали в условиях попроще. Например, в селении Айбар для путешественников поставили красивые парусиновые палатки. Екатерину II очень веселило, что одну из них вынуждены были делить французский посол Сегюр и английский Фиц-Герберт. Их страны находились не в лучших отношениях, и послы не упускали случая выставить друг друга в плохом свете. В той самой палатке, шутила Екатерина II, они оба писали донесения своим правителям в противоположном духе.
Над Сегюром, к слову, коллеги потешались после размещения в Бахчисарайском дворце. Императрица заняла ханские покои, а послов отправили… в гарем. При этом французскому посланнику выделили помещения для евнухов.
© РИА Новости Крым . Наталья Дремова
В гареме поселили послов. Французскому достались покои евнухов… Открытка начала ХХ века из коллекции Н. Дремовой
Кстати
Сопровождавшие Екатерину II иностранцы по-разному оценивали это путешествие. Императрица демонстрировала, что Россия приобрела ценные и перспективные земли с лояльным населением. К тому же присоединение полуострова было важно в военном отношении. "Я устроила свадьбу между русским флотом и Черным морем", — как-то заявила она.
Представители же других держав считали, что показана красивая картинка. "После отъезда императрицы все эти чудеса исчезнут", — был уверен французский посланник Сегюр.
Но он оказался не прав.