СИМФЕРОПОЛЬ, 21 ноя — РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. 105 лет назад возле греческого острова Кея произошла катастрофа суперлайнера "Британик" - младшего брата печально известного "Титаника". Может, потому, что жертвами произошедшего стали "всего" 30 человек, об этой катастрофе не сняли фильм с Ди Каприо и вспоминают ее не часто. Но история того, как удалось избежать сотен жертв, показательна.
Перегнать немцев
В начале XX века британская компания White Star Line заявила, что построит на верфи Harland & Wolff три суперлайнера, которые смогут вместить более 2500 пассажиров каждый, будут иметь длину в 260 метров и водоизмещение 52 000 тонн. Британцы решили превзойти самих себя: до этого они спустили на воду суда "большой четверки" - "Селтик", "Седрик", "Балтик" и "Адриатик". Длина каждого составляла около 214 метров. До этого та же компания ввела в строй "Океаник"...
В общем, британцы, как могли, пытались доказать, что статус "владычицы морей" их стране дан не просто так. А еще им, видимо, очень хотелось "уделать" немцев и их "Кайзер Вильгельм де Гроссе" - 198-метровый лайнер, получивший в 1897 году "голубую ленту Атлантики" (переходящий приз за самое быстрое пересечение Атлантики).
В октябре 1910 года был спущен первый суперлайнер проекта - "Олимпик". Руководство компании, изучив результаты первых рейсов судна, пришло к ряду выводов и внесло изменения в конструктив еще только строящегося "Титаника". В большинстве изменения касались обеспечения комфорта пассажиров. В 1911 году "Олимпик" столкнулся в порту с британским крейсером "Хок" и был отправлен в док "латать" 12-метровую пробоину.
Страшный урок от "старшего брата"
В апреле 1912 года в свой первый рейс отправился "Титаник". "Британик" еще достраивался. Первый рейс гигантского корабля, которым восхищалась вся пресса мира, оказался роковым: через две недели после начала перехода через Атлантику он столкнулся с огромным айсбергом, получил пробоину в 90 метров и начал тонуть. В результате кораблекрушения погибли, по разным версиям, от 1 400 до 1517 человек, спаслись 700.
В это время "Олимпик" был в рейсе, его капитан принял решение идти на помощь "брату", однако его опередил лайнер "Карпатия", плюс руководство судоходной компании решило не показывать людям, пережившим кораблекрушение, точную копию "Титаника", чтобы не вызвать массовый психоз.
Катастрофа стала причиной задержки строительства "Британика". Владельцы учли целый ряд промахов, допущенных ранее, и внесли правки в конструкцию судна, включая монтаж пневмопочты для ускорения передачи навигационной обстановки.
"Британик" был младшим в серии суперлайнеров и одновременно лучшим из них. В нем были учтены все ошибки, которые проектировщики допустили при строительстве двух других судов. Он был безопаснее, комфортнее, но пассажиры этого так и не узнали. В 1914 году бушевала Первая мировая война, лайнер – решением Адмиралтейства – был реквизирован и переоборудован в плавучий госпиталь на 3 с лишним тысячи пациентов. Судно получило соответствующую окраску: белые борта с зеленой линией, на которой нанесены красные кресты. Трубы выкрасили в горчичный. Такие цвета, согласно Женевскому соглашению, гарантировали неприкосновенность. Командовал судном капитан Чарльз Бартлетт.
55 минут
Первый рейс состоялся в ноябре. Тогда было решено, что на судне будут эвакуировать раненных английских солдат из Средиземноморья. Успешно завершив первый медицинский рейс, судно было направлено на прикол в порт Саутгемптон. Ситуация на фронте говорила о том, что больше в нем нужды не будет, и владельцы решили переделать его обратно в круизный лайнер. Однако в сентябре 1916-го наступление в Средиземноморском регионе вновь перешло в острую фазу. Было принято решение направить "Британик" в греческий порт Мудрос.
21 ноября судно проходило между Грецией и островом Кея, когда с правого борта произошел мощнейший взрыв, оставивший огромную пробоину в борту. Но "уроки "Титаника" не остались забытыми: капитан Бартлетт всеми силами пытался избежать паники, чем спас жизни сотен людей. Кроме того, на помощь спешили сразу несколько кораблей.
Но жертв избежать не удалось. Так, две шлюпки были без приказа спущены на воду и оказались под ударами гребных винтов, которые к тому времени частично поднялись над уровнем воды из-за крена судна. В результате погибли более 20 человек.
Вскоре капитан понял, что ситуация безвыходная, и была начата эвакуация. "Британик" погрузился в воду за 55 минут, в результате чего погибло еще девять человек. Через час 1036 человек, которым удалось выжить, подобрал британский корабль "Scourge".
Причины и следствие
55 минут. Эта цифра не давала покоя экспертам. Дело в том, что "Британик" был в разы безопаснее "Титаника". Но последний тонул 2 часа 40 минут, а тут – меньше часа. Экспертам предстояло выяснить, во-первых, что послужило причиной взрыва, второе, почему судно так быстро утонуло.
И с первым и со вторым удалось разобраться лишь в 2003 году. Было организовано несколько экспедиций, направленных на выяснение причин катастрофы, одну из них возглавлял легендарный Жак Ив Кусто, но оборудование тех лет так и не дало точно картины. Плюс сыграла роль глубина – 122 метра: в 1975 году спуститься столь глубоко было очень сложно.
Дальнейшие экспедиции не дали результата, поскольку не использовали необходимое оборудование, и только в 2003 году специалисты решили задействовать ребризеры – по сути "замкнутые" акваланги. Именно эта экспедиция расставила все точки на "i". Выяснилось, что причина взрыва – немецкая подводная мина. Это же доказали записи на подлодке U-33, которой командовал Густав Зиссе. Оказалось, что пролив острова Кея был заминирован еще 28 октября. Также была разгадана тайна быстро затопления судна: несколько водонепроницаемых дверей оказались попросту открыты.
Тем не менее катастрофы двух суперлайнеров сильно повлияли на будущее кораблестроения: были созданы строгие правила непотопляемости судов, была принята Конвенция об охране человеческой жизни на море. Этот документ, действующий до сих пор, "написан кровью" пассажиров "Титаника" и "Британика", поскольку именно эти две катастрофы стали катализатором принятия документа.