Наталья Дремова
Среди 1117 российских городов немало таких, гербы которых украшают животные. Медведи, львы, олени, кони, соболи, хорьки, зайцы, тигры, верблюды. Но только крымский город Саки среди всего этого гербового зоопарка стоит наособицу. Его геральдическая фигура — динозавр.
Фигура травоядного гиганта бронтозавра обосновалась на гербе как память об одной из главных достопримечательностей города: скульптурной группе из нескольких доисторических ящеров. Не одно поколение сакчан водило своих детей "в гости к бронтозавру". Он есть на фото детских лет курортников и местных, на марках и на открытках.
Для Сак бронтозавр - как Ласточкино гнездо для Ялты.
Сейчас символ города обозреть можно только из-за решетки. За ней частная территория гостиницы. Участок был первоначально продан в украинские времена и переходил из рук в руки. Однако сейчас у Бронти есть все шансы "выйти к людям". Осталось только продумать, как это сделать, чтобы и горожане были довольны, и динозавры целы.
Сакчане время от времени разворачивают дискуссии о спасении и судьбе бронтозавра. Тем более, что состояние скульптуры не лучшее. В прошлом году общественники настояли на том, чтобы оставить Бронтю там, где он стоит. Вот он и стоит, недоступный.
"Собственнику территории динозавр не нужен, скульптура просто не укладывается в его концепцию развития территории, — рассказал глава администрации города Саки Александр Овдиенко. — И он готов динозавра подарить городу. Он видит, как переживают горожане. Разговаривали мы с ним раньше, размышляя о разных вариантах. Например, открыть территорию для посетителей — но это не отвечает правилам безопасности. Сейчас скульптура находится недалеко от частного бассейна, предназначенного для отдыхающих. Визиты посторонних, которые "хотят к динозавру", исключены".
Справка
Скульптурная группа "Борьба бронтозавра с цератозаврами" была установлена на островке одного из прудов Сакского курортного парка в 1932 году. Скульптор изобразил четырех хищников, нападающих на травоядного ящера.
Автор композиции — Сергей Лихошерстов, урожденный севастополец, закончил естественнонаучный факультет Харьковского университета, увлекался палеонтологией. Перебравшись в Евпаторию в 1920 году, ваял доисторических животных. Одна из скульптурных групп была установлена в Саках. Сергей Лихошерстов также был автором памятника рабочему, разбивающему цепи, оковывавшие земной шар, установленному после сноса памятника Екатерине II. Этот памятник погиб во время войны.
© Из коллекции Натальи Дремовой
Вот так выглядела скульптурная группа изначально. Открытка 30-х гг.
Перенос Бронти и его хищных противников вполне реален. Александр Овдиенко признается: присмотрено новое местечко для динозавров. Общедоступное, и скульптурная группа туда впишется. Но где именно, пока говорить рано. Возможно, новоселье Бронтя отпразднует летом следующего года.
До этого времени придется тщательно изучить состояние фигур. Они были сделаны из недолговечного материала, ксилолита: смеси опилок и цемента. Во время войны группа понесла потери: был разрушен один из отдельно стоящих цератозавтров, а сам Бронтя потерял хвост, были повреждены голова и бок.
В 50-60-х динозавра пытались и кустарно, и с помощью скульпторов подремонтировать. Полноценную реконструкцию с помощью бетона провели в начале 80-х.
Сейчас предстоит тщательно обследовать символ города, выяснить, в каком состоянии материал, как он перенесет переезд. И решить, нужно ли восстанавливать оригинальную окраску скульптуры. Изначально бронтозавр и его противники были зелеными, а из ран гиганта струилась кровь. Нужна ли такая реалистичность?
© Фото: Н. Дремовой, фонд Республиканской научной библиотеки "Таврика"
Фрагмент каталога выставки "Искусство Советского Крыма" за 1935 год. Упоминается сакская группа динозавров и ее автор
По словам Александр Овдиенко, придется продумать организацию самой "поляны ящеров". Так, чтобы фигуры не подвергались атакам желающих сфотографироваться верхом на динозаврах.
"Может быть, приподнять как-то постамент для скульптур, или огородить, обычным либо водным барьером", — предполагает он.