Наталья Дремова
Летом 1837 года Керчь готовилась к сентябрьскому визиту императора Николая I с наследником. Директор Керченского музея Антон Ашик очень рассчитывал удивить царя какой-нибудь богатой находкой и стал копать десятиметровый курган в керченском предместье Глинище. На глубине четырех метров показалась крышка изукрашенного мраморного саркофага.
Когда ее сдвинули, солнце осветило… лицо из золота.
По сей день идут споры: была ли золотая маска изображением лица похороненной в III веке нашей эры женщины? Наряд ее оказался настолько богатым, что подходил разве что ближайшей царской родственнице - предположительно, жене царя Рескупорида. Есть и версия, что маска — мужская, в погребении оказалась из уважения к статусу царицы. Но в одном исследователи сходятся: это лицо жившего много веков тому человека.
Гиря из… императора
Бронзовый бюст, датированный I веком нашей эры, археологи нашли в 2005 году во время раскопок святилища Эклизи-Бурун на Чатырдаге. Он замечательно сохранился, черты лица были тщательно проработаны: мастер явно добивался портретного сходства. Голову молодого человека венчает венок из дубовых листьев, а грудь облегает доспех.
Исследователи предположили, что это изображение одного из римских императоров. И после сравнения сохранившихся портретов цезарей, правивших Римом в I веке нашей эры, признали его похожим на Тиберия Клавдия Нерона.
© Источник: открытаяархеология.рф
Это изображение римского императора служило гирей, и однажды попало в таврское святилище
Весил бюст почти полтора килограмма. А между лбом и макушкой цезаря находилась монолитная металлическая петля: предмет… служил подвесной гирей для весов. Возможно, именно лик правителя должен был обеспечить точность взвешивания и устыдить тех, кто пытался мошенничать.
Но как оказалась гиря на вершине Чатырдага, в святилище тавров? Археологи выдвинули две гипотезы. Это мог быть военный трофей, захваченный во время одной из стычек римских солдат с местными жителями. Новые владельцы вряд ли понимали, кого изображает гиря, поэтому пожертвовали ее в святилище. Но, возможно, на крымский берег выбросило потерпевший крушение римский корабль, который и разграбили тогдашние крымчане. А необычную вещь отнесли жрецам.
Как живые
Археолог, антрополог, скульптор Михаил Герасимов, создавший метод реконструкции лица по черепу, воссоздал облик четырех жителей Крыма из разных времен.
© Источник: darwinmuseum.ru
Реконструкция лица "старосельского мальчика", выполненная М. Герасимовым
"Старосельский мальчик", найденный на окраине Бахчисарая в 1953 году, жил примерно 35-36 тысяч лет назад. И находка останков стала тогда настоящей сенсацией, ученые предполагали, что в облике ребенка немало черт неандертальцев. Значит, те могли жить какое-то время бок о бок с кроманьонцами — ранними людьми современного типа.
Но были и сомнения в древности "старосельского мальчика". Некоторые исследователи считали, что в геологический слой мустьерской эпохи "въехало" захоронение XVIII века. А необычную внешность ребенка объясняли болезнью.
Как выглядели крымчане-кроманьонцы, мы тоже можем увидеть благодаря Герасимову. Он взялся за реконструкцию лиц людей из грота Мурзак-Коба, что на окраине Байдарской долины. В 1936 году археологи открыли необычное захоронение: рядышком лежали два скелета: мужчины 40-45 лет и женщины примерно 25 лет. У нее при жизни были удалены по две фаланги на обоих мизинцах. Скорей всего, объяснили ученые, это следы какого-то ритуала.
Четвертая крымская реконструкция Михаила Герасимова — скульптурный портрет скифского царя Скилура. Тот царствовал примерно в 130-113 годах до нашей эры. Гробница Скилура была открыта в 1946 году на Неаполе Скифском в Симферополе. Но тогда руководитель экспедиции Павел Шульц мог только предполагать, что мужчина, погребенный в роскошном саркофаге, — правитель. Михаил Герасимов восстановил лицо царя, и Павел Шульц правителя "опознал". Увидел сходство между работой Герасимова и известной, еще дореволюционной, находкой: подписанным барельефом с профилем Скилура.
Божественные лики
Невероятное количество статуэток богов и богинь находили и находят в Крыму. В основном, из античного пантеона.
Внешность богов обычно регламентировалась какими-то особенностями. Например, Геракл бородат и мускулист, покровитель врачей Асклепий — с посохом. Но мастера все равно придавали лицам и фигурам черты, которые у древних греков считались привлекательными: прямой нос, низкий лоб, широко расставленные глаза.
Далеко не все местные жители принимали заморских богов и продолжали поклоняться своим небесным покровителям. А вот их воплощений известно не так уж много. Причем красавцами местных божков назвать трудно.
© Источник: kimmeria.com/old_museum
Статуэтки сарматских богов из Феодосийского музея древностей
В Феодосийском музее древностей есть три глиняные статуэтки. Туловища в виде уплощенных цилиндров с едва намеченными руками, плоские лица, будто поднятые вверх: на них вылеплены носы и глаза. Вот так выглядели сарматские боги I-III века н.э.
Примерно в это же время на горе Таракташ действовали три святилища, где молились местным богам. Археологи обнаружили там фигурки идолов с такими же плоскими лицами и едва намеченными чертами.
А несколько лет назад при раскопках могильника Кара-Тау в одном из склепов нашли останки людей со следами насильственной смерти. Восемь человек с отсеченными головами, следами от рубящего оружия на костях. Возле одного мужчины оказались две глиняных статуэтки: плоские приподнятые лица, слегка обозначенные носы и глаза. И было видно, что когда-то их раскрасили: обвели глаза и "подрумянили".
Демон под копытами
Можно ли взглянуть в лицо… страху, который терзал людей много веков тому назад?
Почти сорок лет назад на могильнике Лучистое впервые нашли два медальона. На одной стороне каждого был изображен святой Мина, мученик и чудотворец. На другой — всадник, поражающий копьем… кого-то. Очень похожего на лежащего человека. На женщину.
Дело в том, что привычный нам образ Георгия Победоносца, убивающего змея, официально церковью был утвержден в середине IX века. А до него всадниками, поражавшие копьем чудовищ, были святые Соломон, Сисиний, и другие.
Медальоны из Лучистого, которые археологи находили и позже, относились к VII-VIII векам. Обнаруживались в могилах женщин и детей. И, видимо, должны были защитить от какой-то беды.
Заведующая отделом истории и археологии древнего и средневекового Крыма Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета Эльзара Хайрединова занималась исследованием медальонов со святым всадником. И пришла к выводу, что медальоны — это христианские амулеты, которые предназначались для защиты от злых сил. В первую очередь, от демонессы Гиллу: она, как верили тогда люди, убивала детей и беременных, подрывала женское здоровье. Легенды приписывают поимку Гиллу и победу над ней святому Сисинию. Его изображение и должно было отпугнуть демона.
Мужчина с косой
В 2014 году на мелководье водоема у села Грушевка местный житель нашел каменную голову. Чуть позже отыскалось и "тело", вырезанное из известняка. Оказалось, что это два фрагмента каменной стелы, изображение мужчины-воина.
Полутораметровое изваяние изображает сидящую на собственных пятках, подогнув ноги, фигуру. На боку меч, в руке — чарка. Что поражает, так это тщательно проработанные детали: от пряжки на поясе и серег в ушах до горловины кафтана. Никогда еще в Крыму не находили ничего подобного. У половецких баб, которые встречались в степи, даже лица были размечены схематично. А у статуи из Грушевки даже прическа изысканная: сзади виден обозначенный контур волос, а длинные пряди с середины макушки собраны в косу.
Датировали находку XII - началом XIII века. Выглядеть так, предположили археологи, мог представитель тюркской знати. А чарка в руке намекает участие в поминальном пиршестве.
Кстати
В лапидарии Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника собрана великолепная коллекция надгробий жителей Боспорского царства. Каменные стелы украшают сцены из жизни умерших и их изображения. По некоторым надгробиям I-II веков видно, что лицам пытались придать некоторое сходство с "натурой". И не вина древних скульпторов, что мягкий известняк сгладился, стерев облик живших две тысячи лет назад людей, скрыв их лики от нас, их далеких потомков.