Боги, люди, демоны: как археологи показали лица из прошлого

Подписывайтесь на РИА Новости Крым
Наталья Дремова
Летом 1837 года Керчь готовилась к сентябрьскому визиту императора Николая I с наследником. Директор Керченского музея Антон Ашик очень рассчитывал удивить царя какой-нибудь богатой находкой и стал копать десятиметровый курган в керченском предместье Глинище. На глубине четырех метров показалась крышка изукрашенного мраморного саркофага.
Когда ее сдвинули, солнце осветило… лицо из золота.
По сей день идут споры: была ли золотая маска изображением лица похороненной в III веке нашей эры женщины? Наряд ее оказался настолько богатым, что подходил разве что ближайшей царской родственнице - предположительно, жене царя Рескупорида. Есть и версия, что маска — мужская, в погребении оказалась из уважения к статусу царицы. Но в одном исследователи сходятся: это лицо жившего много веков тому человека.
Гиря из… императора
Бронзовый бюст, датированный I веком нашей эры, археологи нашли в 2005 году во время раскопок святилища Эклизи-Бурун на Чатырдаге. Он замечательно сохранился, черты лица были тщательно проработаны: мастер явно добивался портретного сходства. Голову молодого человека венчает венок из дубовых листьев, а грудь облегает доспех.
Исследователи предположили, что это изображение одного из римских императоров. И после сравнения сохранившихся портретов цезарей, правивших Римом в I веке нашей эры, признали его похожим на Тиберия Клавдия Нерона.
Это изображение римского императора служило гирей, и однажды попало в таврское святилище
Весил бюст почти полтора килограмма. А между лбом и макушкой цезаря находилась монолитная металлическая петля: предмет… служил подвесной гирей для весов. Возможно, именно лик правителя должен был обеспечить точность взвешивания и устыдить тех, кто пытался мошенничать.
Но как оказалась гиря на вершине Чатырдага, в святилище тавров? Археологи выдвинули две гипотезы. Это мог быть военный трофей, захваченный во время одной из стычек римских солдат с местными жителями. Новые владельцы вряд ли понимали, кого изображает гиря, поэтому пожертвовали ее в святилище. Но, возможно, на крымский берег выбросило потерпевший крушение римский корабль, который и разграбили тогдашние крымчане. А необычную вещь отнесли жрецам.
Как живые
Археолог, антрополог, скульптор Михаил Герасимов, создавший метод реконструкции лица по черепу, воссоздал облик четырех жителей Крыма из разных времен.
Реконструкция лица "старосельского мальчика", выполненная М. Герасимовым
"Старосельский мальчик", найденный на окраине Бахчисарая в 1953 году, жил примерно 35-36 тысяч лет назад. И находка останков стала тогда настоящей сенсацией, ученые предполагали, что в облике ребенка немало черт неандертальцев. Значит, те могли жить какое-то время бок о бок с кроманьонцами — ранними людьми современного типа.
Но были и сомнения в древности "старосельского мальчика". Некоторые исследователи считали, что в геологический слой мустьерской эпохи "въехало" захоронение XVIII века. А необычную внешность ребенка объясняли болезнью.
Как выглядели крымчане-кроманьонцы, мы тоже можем увидеть благодаря Герасимову. Он взялся за реконструкцию лиц людей из грота Мурзак-Коба, что на окраине Байдарской долины. В 1936 году археологи открыли необычное захоронение: рядышком лежали два скелета: мужчины 40-45 лет и женщины примерно 25 лет. У нее при жизни были удалены по две фаланги на обоих мизинцах. Скорей всего, объяснили ученые, это следы какого-то ритуала.
Мангуп подарил археологам Крыма уникальную находку – ФОТО
Четвертая крымская реконструкция Михаила Герасимова — скульптурный портрет скифского царя Скилура. Тот царствовал примерно в 130-113 годах до нашей эры. Гробница Скилура была открыта в 1946 году на Неаполе Скифском в Симферополе. Но тогда руководитель экспедиции Павел Шульц мог только предполагать, что мужчина, погребенный в роскошном саркофаге, — правитель. Михаил Герасимов восстановил лицо царя, и Павел Шульц правителя "опознал". Увидел сходство между работой Герасимова и известной, еще дореволюционной, находкой: подписанным барельефом с профилем Скилура.
Божественные лики
Невероятное количество статуэток богов и богинь находили и находят в Крыму. В основном, из античного пантеона.
Внешность богов обычно регламентировалась какими-то особенностями. Например, Геракл бородат и мускулист, покровитель врачей Асклепий — с посохом. Но мастера все равно придавали лицам и фигурам черты, которые у древних греков считались привлекательными: прямой нос, низкий лоб, широко расставленные глаза.
Далеко не все местные жители принимали заморских богов и продолжали поклоняться своим небесным покровителям. А вот их воплощений известно не так уж много. Причем красавцами местных божков назвать трудно.
Статуэтки сарматских богов из Феодосийского музея древностей
В Феодосийском музее древностей есть три глиняные статуэтки. Туловища в виде уплощенных цилиндров с едва намеченными руками, плоские лица, будто поднятые вверх: на них вылеплены носы и глаза. Вот так выглядели сарматские боги I-III века н.э.
Примерно в это же время на горе Таракташ действовали три святилища, где молились местным богам. Археологи обнаружили там фигурки идолов с такими же плоскими лицами и едва намеченными чертами.
А несколько лет назад при раскопках могильника Кара-Тау в одном из склепов нашли останки людей со следами насильственной смерти. Восемь человек с отсеченными головами, следами от рубящего оружия на костях. Возле одного мужчины оказались две глиняных статуэтки: плоские приподнятые лица, слегка обозначенные носы и глаза. И было видно, что когда-то их раскрасили: обвели глаза и "подрумянили".
Демон под копытами
Можно ли взглянуть в лицо… страху, который терзал людей много веков тому назад?
Почти сорок лет назад на могильнике Лучистое впервые нашли два медальона. На одной стороне каждого был изображен святой Мина, мученик и чудотворец. На другой — всадник, поражающий копьем… кого-то. Очень похожего на лежащего человека. На женщину.
Дело в том, что привычный нам образ Георгия Победоносца, убивающего змея, официально церковью был утвержден в середине IX века. А до него всадниками, поражавшие копьем чудовищ, были святые Соломон, Сисиний, и другие.
Медальоны из Лучистого, которые археологи находили и позже, относились к VII-VIII векам. Обнаруживались в могилах женщин и детей. И, видимо, должны были защитить от какой-то беды.
Заведующая отделом истории и археологии древнего и средневекового Крыма Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета Эльзара Хайрединова занималась исследованием медальонов со святым всадником. И пришла к выводу, что медальоны — это христианские амулеты, которые предназначались для защиты от злых сил. В первую очередь, от демонессы Гиллу: она, как верили тогда люди, убивала детей и беременных, подрывала женское здоровье. Легенды приписывают поимку Гиллу и победу над ней святому Сисинию. Его изображение и должно было отпугнуть демона.
Археологи нашли в Севастополе раннехристианский склеп IV-VII веков
Мужчина с косой
В 2014 году на мелководье водоема у села Грушевка местный житель нашел каменную голову. Чуть позже отыскалось и "тело", вырезанное из известняка. Оказалось, что это два фрагмента каменной стелы, изображение мужчины-воина.
Полутораметровое изваяние изображает сидящую на собственных пятках, подогнув ноги, фигуру. На боку меч, в руке — чарка. Что поражает, так это тщательно проработанные детали: от пряжки на поясе и серег в ушах до горловины кафтана. Никогда еще в Крыму не находили ничего подобного. У половецких баб, которые встречались в степи, даже лица были размечены схематично. А у статуи из Грушевки даже прическа изысканная: сзади виден обозначенный контур волос, а длинные пряди с середины макушки собраны в косу.
Датировали находку XII - началом XIII века. Выглядеть так, предположили археологи, мог представитель тюркской знати. А чарка в руке намекает участие в поминальном пиршестве.
Кстати
В лапидарии Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника собрана великолепная коллекция надгробий жителей Боспорского царства. Каменные стелы украшают сцены из жизни умерших и их изображения. По некоторым надгробиям I-II веков видно, что лицам пытались придать некоторое сходство с "натурой". И не вина древних скульпторов, что мягкий известняк сгладился, стерев облик живших две тысячи лет назад людей, скрыв их лики от нас, их далеких потомков.
Рекомендуем