Радио "Спутник в Крыму"

Топ-5 проблем программ развития: с чем столкнулся и Крым в рамках ФЦП

Нехватка средств и кадров, несовершенство ценообразования при строительстве, низкая компетентность заказчиков и неполноценность реализованных проектов с экономической точки зрения. С какими проблемами столкнулись Республика Крым и Севастополь в рамках ФЦП.
Подписывайтесь на РИА Новости Крым

СИМФЕРОПОЛЬ, 3 мар – РИА Новости Крым. Нехватка средств и кадров, несовершенство ценообразования при строительстве, низкая компетентность заказчиков и неполноценность реализованных проектов с экономической точки зрения – с этими пятью проблемами сталкивается любое государство при реализации какой бы то ни было программы развития. Не обошли эти проблемы и ФЦП для Республики Крым и Севастополя. Об этом в эфире радио "Спутник в Крыму" рассказал гендиректор Дирекции по управлению ФЦП Андрей Никитченко.

Первая основная проблема, по словам специалиста, - нехватка финансовых ресурсов: это главная особенность всех программ независимо от того, сколько средств выделяется на их реализацию.

Крым дополнительно получит более 10 млрд рублей на ремонт дорог
"Всегда есть спрос на что-то большее и этот спрос появляется по ходу реализации программы: когда вы что-то создаете, это тянет за собой следующее, и вы понимаете, что сделав одно и не сделав другое, вряд ли добьешься экономического эффекта, - пояснил Никитченко. – Решается это по-разному: в нашем случае продление (ФЦП до 2025 года – ред.) сопровождалось увеличением финансирования. Только последняя корректировка, которая прошла в этом году, принесла Республике Крым еще 103 миллиарда рулей и 22 объекта".

Вторая трудность, которую Республика Крым и Севастополь также ощутили на себе в полной мере – дефицит кадров. Это в первую очередь влияет на соблюдение сроков при большом объеме работ.

Прокуратура оштрафовала подрядчиков ФЦП в Крыму на 82 млн рублей>>

"Возникает серьезный вопрос, кто будет проектировать, строить, эксплуатировать, откуда быстро взять и нарастить этот кадровый ресурс. В ФЦП были заложены деньги для Крыма и Севастополя на обучение кадров, понимание этой проблемы изначально было. Мне кажется, решить эту проблему можно только, с одной стороны, привлекая новые человеческие ресурсы, с другой стороны обучая, воспитывая и интегрируя кадровый потенциал самой территории", - отметил руководитель Дирекции по управлению ФЦП.

Отсюда вытекает еще одна более специфическая трудность, которая, тем не менее, способна нанести большой ущерб. Речь о случаях, когда заказчик работ проигрывает в квалификации подрядчику.

"Если мы посмотрим на начало программы в 2016 году, действительно, в Республике Крым и Севастополе не существовало достаточной квалификации и организационной силы службы заказчиков. Они создавались по ходу дела, выстраивались, оттачивали свои компетенции. Дирекция потратила много усилий, чтобы вместе с регионами создать такие службы. Заказчик, как минимум, должен не уступать подрядчику, а по-хорошему превосходить его <…>, чтобы понимать, как будет эксплуатироваться построенный объект и расходоваться бюджетные ресурсы не только на этапе стройки, но и на этапе эксплуатации", - подчеркнул Никитченко.

"Забыли" напорный коллектор: как чинят КОС недалеко от Тихой бухты>>

Четвертая проблема программ развития, которую Крымский полуостров также ощутил на себе в полной мере, – "несовершенство ценообразования при строительстве", когда, у заказчика есть соблазн занизить стоимость работ, а у исполнителя – завысить ее.

Подрядчик завысил цену ремонта больницы в Севастополе на 2 млн рублей
"И тот, и другой путь тупиковые, потому что если вы выделите недостаточно денег, объект невозможно будет построить, а если выделите слишком много денег, сформируете неправильную мотивацию у подрядчика, которая, как правило, ни к чему хорошему не приводит, - уверен эксперт. – Поэтому задача – найти правильную стоимость объекта, то есть, необходимое количество денег для того, чтобы построить объект качественно, с заданными параметрами и в заданные сроки".

Пятая проблема, по словам Никитченко, может возникнуть не на этапе строительства того или иного объекта, а много позже, и заключается в том, что вложенные в любое строительство инвестиции влекут за собой только издержки на дальнейшее содержание объекта, но не дают никаких экономических бонусов.

"Таких примеров в мире уйма! – признал он. – Поэтому мы должны помнить, что новая инфраструктура дает шанс создать новую экономику, но не гарантирует ее создание. Это как раз то, над чем и дирекция думает в том числе: смотрит на создание и реализацию всех объектов через призму того, что они принесут Республике Крым и Севастополю в будущем с точки зрения создания экономики. Сами по себе деньги, потраченные на капитальные вложения, развитием не являются: они лишь предпосылка. Развитие – это устойчивый, а не кратковременный рост доходов населения, экономики и налогов".

Красота и норма: как изменился Крым за эти годы>>

Рекомендуем