Коронавирусные реалии разделили бизнес не только на выживших и закрывшихся, но и на пессимистов и оптимистов. Многие сферы деятельности, поняв, что история с ограничениями в том или ином виде затянется надолго, начали искать для себя хоть какие-то плюсы. В сфере автопроката их найти получилось: за время пандемии люди намного чаще стали пользоваться прокатными автомобилями, предпочитая их людному общественному транспорту. Как удалось, в целом, выжить автопрокату в эпоху COVID и как инфекция изменила рынок, рассказал гендиректор компании "Мой Автопрокат", занимающейся арендой авто в Крыму Дмитрий Матвеев.
- Дмитрий, как отрасль пережила простой из-за коронавируса?
- Очень тяжело. По сути, почти три месяца машины стояли на парковке. Каждый выживал, как мог. Те предприниматели, у кого было много машин, стали их распродавать. У кого машин было мало, стали полумошенническим путем зарабатывать на единицах клиентов. Мелкие конторы начали откровенно "кидать" на деньги, чтобы выжить: в аэропорту Симферополь каждый день были скандалы из-за возвратов. Тяжело было наблюдать за тем, как людей обижают. Стало крайне важно знать, у кого берешь машину, не вестись на "халяву", которую предлагали частники.
- Многие авиакомпании отменяли рейсы и возвращали клиентам деньги. У автопрокатов появилась такая практика?
- У нас и до этого была, и сейчас работает бесплатная отмена при условии, что заказ отменяют более, чем за 7 суток. При отмене менее, чем за 7 суток уже придется платить штраф. Но есть дополнительная услуга "Защита бронирования": вы сразу при заказе автомобиля платите 350 рублей и потом можете отменить машину хоть за 10 минут до получения – в этом случае вся предоплата вернется. На сегодняшний день рейсы до сих пор летают с перебоями, планы у людей тоже меняются. Поэтому мы всегда рекомендуем клиентам брать эту услугу, и она по умолчанию включена при оформлении заказа.
- Правда ли, что в прокате авто все стремятся сделать ценник пониже, а зарабатывают как раз на продаже дополнительных услуг?
- В целом, так и есть. Но это вопрос к финансовой устойчивости, желанию реинвестировать в автопарк и в сервис для клиента. Во время карантина многие конторы были вынуждены даже за оплату картами взимать дополнительный сбор до 5%. У нас такого нет и не будет. Мы, например, в это время осуществили свою давнюю задумку – сделали автомоечный комплекс на 5 мест прямо в аэропорту Симферополя, чтобы облегчить клиентам процесс возврата автомобиля. Найти мойку в незнакомом городе, особенно ночью – тот еще квест. Теперь искать ничего не нужно, мы в этом плане стараемся делать все для повышения комфорта клиента – это, кстати, идет вразрез с представлениями многих гостей о стандартах сервиса на полуострове. Нам часто говорят "спасибо, не ожидали, что все так гладко". А еще мы купили больше 30 новых автомобилей, 2020 года выпуска: FW Polo и Tiguan, Skoda Rapid, Hyundai Solaris, Kia Rio.
- Кто чаще всего заказывает у вас машины? И куда, собственно, надо обращаться, чтобы взять в прокат автомобиль?
- Мы работаем во всех городах Крыма. У нас открыты точки по аренде машин в Симферополе, Евпатории, Севастополе, Ялте, а по всем остальным городам полуострова есть подача автомобилей, то есть, машину привозят прямо к отелю. Если говорить о тех, кто чаще всего арендует авто, это, в основном, семейные пары и туристы. Но в этом году видим очень много молодежи: обычно молодым людям, от 19 лет, все отказывали в аренде, но в этом году мы ввели услугу "молодой водитель" – отдаем машины и таким молодым за символическую доплату. Да, это высокий риск, но мы берем его на себя – больше так никто не делает.
- За пределами Крыма вы работаете?
- Мы работает по всей России как федеральная сетевая компания. Растем по модели франшизы.
- Спрос на автопрокат есть везде?
- Абсолютно! Учитывая обстановку с короновирусом, желающих пользоваться общественным транспортом сильно поубавилось. В этом смысле рынок аренды автомобилей сильно выиграл, пусть и ценой затяжного перерыва в работе. Зато сейчас ни в Крыму, ни в Сочи почти нет свободных машин. Внутренний туризм, который десятилетиями стагнировал, наконец, получил сильнейший импульс к росту. В этом смысле COVID-19 как фаустовский Мефистофель: вечно хочет зла и вечно совершает благо, если такое сравнение уместно. Я хочу сказать, любой кризис сильных делает сильнее, а слабых убирает с рынка. За 2019 год мы обслужили 10,2 тысячи клиентов – и в этом году не планируем падать.
Партнерский материал