АЙ-ПЕТРИ, 11 янв – РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. В Крыму снег - редкость, даже зимой. Чтобы покататься на санках и вдохнуть морозного воздуха, поиграть в снежки и слепить с детьми снеговика люди готовы подниматься в горы, где на плато снег имеется. И преодолевают они для этого десятки километров горного "серпантина".
Не пугает сложность пути, и то, что можно увязнуть в снегу или просто застрять в высокогорной пробке из автомобилей таких же любителей зимних забав. Самое популярное место, откуда открываются роскошные виды - верхнее плато горы Ай-Петри в окрестностях Ялты (высота плато - 1152 метров над уровнем моря). Сюда едут даже в будние дни: лыжи, сноуборды, санки, фото на фоне зимы. Большинство добралось сюда, поднявшись в вагоне канатной дороги из южнобережного поселка Мисхор, меньшая часть - на частных автобусах и личном транспорте по дороге из Ялты или Бахчисарая.
Корреспонденты РИА Новости Крым узнали, стоит ли отдых на Ай-Петри затраченных усилий.
Есть два пути…
Добраться до верхнего плато Ай-Петри человек без личного транспорта может двумя способами: с помощью канатной дороги или на частных автобусах, которые стоят тут же недалеко от касс. Единственное, что расстраивает во всем этом обилие выбора, – протекающая рядом "душистая" канализация: местные говорят, что власти уже третий год игнорируют проблему.
К нижней станции ходят рейсовые автобусы из Ялты, цена вопроса 38 рублей. Далее выбор за каждым: за 400 рублей воспользоваться услугами канатной дороги или за 500 поехать на автобусе по горному серпантину.
Первый вариант включает в себя 12 минут подъема в вагончике и трехминутную пересадку на станции "Сосновый бор", которая находится, как можно догадаться по названию, в хвойном лесу. Почти весь путь диктор по встроенному радио будет рассказывать об истории создания канатной дороги и о плато Ай-Петри.
Второй вариант более длительный: поездка на автобусе занимает около часа. Это связано также с тем, что по пути делается две остановки, по желанию пассажиров – четыре. Две "обязательные" – водопад Учан-Су (в переводе с крымско-татарского "Летящая вода") и Серебряная беседка – место, где любил останавливаться по пути на плато Ай-Петри император Николай II. Отсюда открывается прекрасный вид на Ялту. Из "необязательных" – пруд, где обитают красноухие черепахи, и село Охотничье. Зимой возле пруда, в прямом смысле, ловить нечего – черепахи в спячке, а вот Охотничье – первая точка, где есть более-менее оборудованный для спуска склон. Правда, он "детский" – уклон небольшой, да и протяженность метров 200, а то и меньше. Тут же можно взять в аренду санки или тубинг (аналог надутой покрышки от грузовика).
По пути водитель рассказывает об истории прокладывания дороги на Ай-Петри и о том, как создавалась и запускалась канатная дорога Мисхор-Ай-Петри, об отличиях растительности на верхнем и на нижнем плато, о сменах температур воздуха при перепаде высот и многом другом.
Кроме того, шофер-экскурсовод показывает и места съемок известных советских фильмов "Кавказская пленница" и "Спортлото-82".
Конечная остановка импровизированного экскурсионного маршрута – верхняя станция канатной дороги, откуда можно будет сразу после отдыха спуститься вниз. Стоит учитывать один нюанс – зимой она работает только до 16:00.
Подняться на Ай-Петри можно и со стороны Бахчисарая, через село Соколиное. Эта дорога чуть хуже, поскольку асфальт разбит. По последним данным дорога открыта для всех видов транспорта, поскольку ее снегом практически не засыпало. Однако, стоит начаться снегопаду и на эту горную трассу будут пускать только полноприводные автомобили на противопробуксовочных цепях.
Уже отдыхающих мало
На самом плато в будний день отдыхающих немного: около двадцати человек. Нам сразу же предлагают покататься на снегоходах. Цена вопроса - 100 рублей минута и, как уверяют "арендодатели", на этой машине с комфортом могут разместиться два человека. Аренда тубингов и саней – в пяти метрах от "снегоходной точки". Любое "средство передвижения" стоит 300 рублей в час или 500 за весь день, плюс залог.
Недалеко продаются сувениры. Шевкет, занимающейся их реализацией, рассказывает: ежедневно приходится поднимать товар снизу и ежедневно спускать, но выручка хорошая, хотя всегда есть риск, что прогонят. То есть, точка незаконная. Но на заработок в этом году Шевкет не жалуется.
"Все праздники, с 31 декабря, тут было огромное количество отдыхающих. Я первый год тут торгую, но ребята, которые работали тут и раньше, говорят, что в прошлом году выручка была больше за счет снегопадов. Но я не жалуюсь, Всевышний тебе даст заработать ровно то, что ты заслуживаешь", - говорит мужчина с улыбкой.
Кстати, добирается он на верхнюю станцию канатной дороги на "Жигулях" девятой модели. Правда, на машине установлена шипованная резина, в багажнике цепи.
"До Охотничьего дорога чистая – ее убирают. А вот дальше почему-то нет. Но даже если застряну здесь, то всегда есть ребята на джипах – они вывезут, помогут", - рассказывает Шевкет.
В местном кафе, которое осталось единственным общепитом после масштабного сноса шалманов весной-летом 2017 года, людей немного, большинство греется чаем. Но, как уверяют работники заведения, в выходные тут настоящий ажиотаж, особенно, когда выдаются снежные дни.
Те, кто еще остался работать на плато, говорят, что после сноса незаконных "шалманов" стало лучше. И дело не только в "ликвидации конкурентов", а в чистоте, ухоженности массива.
"Раньше было очень грязно, на каждом шагу кафе, в которых даже не было воды для мытья посуды. Честно, все это напоминало какой-то очень дешевый восточный рынок со всеми выходящими последствиями: грязью, руганью, толпами растерянных туристов и хватающих их за руки зазывал. Сейчас все иначе, спокойнее. Никто никому не мешает, туристов на части не рвут. Так и надо", - рассказывает Айдер, один из местных прокатчиков.
Больше хлопот от "ватрушек"
Но отдых на Ай-Петри - это не только снег и запоминающиеся виды, но и риск получить травму во время зимних катаний. Сразу после того, как корреспонденты РИА Новости Крым спустились с плато, там травмировалась женщина: он на тубинге врезалась в березу. Об этом рассказал Юрий Павлов, командир ялтинского отряда "КРЫМ-СПАС".
"Обошлось, ушибы руки и спины, возможно сотрясение. Но ударилась головой, а значит надо обследоваться. От этих "ватрушек" больше всего хлопот, на них чаще всего люди получают серьезные травмы: от переломов конечностей до травм позвоночника", - сказал Юрий Павлов.
В таких случаях спасатель рекомендует уточнить у человека, что именно тот повредил или, проще говоря, спросить "где болит?".
"Надо зафиксировать травмированные конечности и аккуратно отнести к транспорту. Если человек жалуется на проблемы с позвоночником, то лучше его не трогать – необходимо позвонить спасателям, поскольку будет необходима специальная транспортировка", - пояснил спасатель.
Его подчиненные каждые выходные и праздничные дни дежурят на плато Ай-Петри. Ежедневно там находилось пять человек с оборудованием, необходимым снаряжением и аптечкой. Кроме того, "на вооружении" МЧС транспорт с высокой проходимостью и снегоходы. В день спасатели оказывали помощь минимум двум-трем пострадавшим. Таких или спускали на автомобиле, или с помощью канатной дороги до станции "Сосновый бор", где пострадавших уже ждали врачи скорой.
Катания на "ватрушке" закончились переломом и ушибами для двух крымчан>>
Кроме того, в этом году спасатели подготовились и к повторению прошлогодней ситуации, когда в ночь с третьего на четвертое января сошедшие со склонов лавины заблокировали около сотни автомобилей на плато Ай-Петри. Тогда понадобилось около 12 часов, чтобы эвакуировать всех участников происшествия и их транспорт, расчистить дорогу и убрать дерево, перегородившее спуск.
"Нами было инициировано заседание межведомственной комиссии. Было принято решение, что в районе турбазы "Тюзлер" будет обустроен пост, откуда "Крымавтодор" будет проводить расчистку дороги от снега, на плато постоянно находится бульдозер с запасом дизельного топлива", - рассказал Юрий Павлов.
Решили в этом году и упорядочить движение: до 12 часов дня подъем, после двух – спуск. Но пока нужды в реализации такой меры нет, поскольку дорогу не замело.
"Я очень рекомендую: прежде, чем ехать на Ай-Петри, – изучите погодные условия. На плато все меняется буквально в течение пары часов. Необходимо с собой иметь термос с горячим питьем, полный бак топлива и канистру, заряженный телефон и противопробуксовочные средства", - поясняет Юрий Павлов.
При этом командир спасотряда рекомендует самостоятельно никаких "глобальных" действий в случае ЧП не предпринимать – необходимо связаться со спасателями, которые или объяснят, что делать, или оперативно окажут помощь.
Самый точный прогноз погоды на выходные в Крыму>>
Метеорологи прогнозируют, что скоро на плато вновь выпадет снег, а это значит, что туда ринутся туристы. Спасатели настоятельно рекомендуют не пренебрегать их советами и в случае ЧП без стеснения обращаться к ним, ведь в выходные дни на Ай-Петри обязательно будет дежурить "боевой" автомобиль "КРЫМ-СПАС".