Меджлис* "в изгнании": разбор пролетов

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

СИМФЕРОПОЛЬ, 26 сен – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. Заградительные "ежи" и автопокрышки на дороге, живые цепи на пешеходных переходах, километровые очереди из фур на обочинах. Так в сентябре 2015 года в Херсонской области начиналась экономическая блокада Крыма. Организатором товарной, а затем и энергетической осады полуострова выступил меджлис крымско-татарского народа*. Давлением на Киев он добился закрепления блокады Крыма на государственном уровне. 

Как закалялся Крым: пять блокад в современной истории полуострова
За прошедшие четыре года позиции этой структуры и ее руководителей существенно ослабли. Союзники, которые еще вчера были властью, стали непримиримой оппозицией. Нет перспектив занять госдолжности и как-либо влиять на принятие решений. Новые власти на Украине уже ставят вопрос о ликвидации института уполномоченного при президенте по делам крымских татар – структуры, которую при Порошенко возглавлял самопровозглашенный патриарх национального движения Мустафа Джемилев. 

Применять по отношению к новому руководству страны тактику политического шантажа уже не получается. В руках меджлиса* остается совсем немного рычагов воздействия на украинскую власть, чтобы вписаться в новую политическую реальность.        

Депутаты от правящей силы

Палагин: меджлис* строил бизнес на горе крымско-татарского народа
Со времен своего основания в 1991 году меджлис* и его лидеры обладали незаменимым для политиков качеством: заключать альянсы только с теми, кто способен обеспечить их представительство во власти, в то же время серьезно не отступая от декларируемых идеологических установок. В разные периоды меджлис* оформлял союзы с националистическими "Народным Рухом", "Нашей Украиной", "Батькивщиной" на выборах в Верховную Раду, поддерживал то Ющенко, то Тимошенко на президентских кампаниях, но всегда имел от этого партнерства политический гешефт.

Выборы 2014 года на Украине не стали исключением. Меджлисовская* верхушка заключила пакт с Петром Порошенко – в то время главным претендентом на кресло главы государства. Уже на осенних парламентских выборах Мустафа Джемилев стал народным депутатом от пропрезидентского блока. Впоследствии он занял пост уполномоченного президента Украины по делам крымско-татарского народа и сумел провести назначение своего соратника Изета Гданова на должность первого заместителя президентского "постпреда в Автономной Республике Крым". Ведомство хоть и фейковое с точки зрения фактического статуса полуострова, но деньги на него выделяются из украинского бюджета вполне реальные.

Правая рука Джемилева Рефат Чубаров в Раду тогда не прошел. Но благодаря назначению депутата Степана Барны на пост главы Тернопольской облгосадминистрации он получил заветный мандат уже в мае 2015-го.

Поддержка меджлисом* Порошенко на президентских выборах этого года – скорее соблюдение формальностей. Было очевидно: шансов законно избраться на второй срок у Порошенко нет. Но Джемилев и Чубаров продолжали его поддерживать, оставаясь депутатами от его политической силы.  

Переселенцы с мандатами: кто из экс-крымчан прошел в Верховную раду
На внеочередных выборах в Раду, которые прошли в минувшем июле по инициативе Зеленского, тактика меджлисовцев* чуть изменилась. Формально оставаясь в союзе с Порошенко, Джемилев и его соратники шли в списках разных партий, но прямо или косвенно связанных с экс-президентом Украины: "Европейская солидарность", "Голос", "Сила и честь", "Украинская стратегия".

Действительно, они расширили свое представительство. С двух до трех депутатов: Джемилев, Ахтем Чийгоз, Рустем Умеров. Однако в новую Раду не прошел Чубаров, что ослабило лоббистские возможности крымско-татарской группы в парламенте. Кроме того, ни один из троих не занял посты в руководстве ВРУ и парламентских комитетов. Джемилев не получил кресло вице-спикера, которое досталось представителю партии Тимошенко. Все трое на второстепенных ролях вошли в комитет по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий в Донецкой, Луганской областях и Автономной Республики Крым, города Севастополя, национальных меньшинств и межнациональных отношений. 

"С начала августа я не могу встретиться с теми людьми"

Меджлис* попытался договориться с новой властью. Джемилев даже заявил о намерении "помогать" главе государства "держать курс на евроатлантическую интеграцию и деоккупацию Крыма" и о готовности стать его "союзником" в этом процессе.

Поклонская рассказала о встрече с Чубаровым и запрете меджлиса*
Уже в августе состоялась встреча главы государства с меджлисовскими* лидерами, на которой обсуждались несколько блоков вопросов. В их числе – взаимодействие с Офисом президента, законопроекты о статусе крымских татар и крымско-татарской автономии, а также выделение материальной помощи семьям так называемых "политзаключенных" в Крыму. Встречу Чубаров охарактеризовал как "деловой, ясный и четкий разговор", отметив, что понимание удалось найти практически по всем вопросам.

Но что по факту? Должностей в исполнительной власти при Зеленском представители меджлиса* не получили. Гданов больше не первый зам "полпреда президента в АРК", а Джемилев – не уполномоченный главы государства по делам крымских татар. Более того, институт крымско-татарского омбудсмена вовсе может быть ликвидирован. По словам самого Мустафы-ага, штат распущен, вопрос дальнейшей работы органа "повис в воздухе", хотя указа президента по этому поводу пока нет.

Крымские татары рассказали, как Россия изменила их жизнь
Значимых шагов по принятию законов о статусе крымских татар и национальной автономии тоже пока не наблюдается. На прошлой неделе это подтвердил сам председатель меджлиса*(Рефат Чубаров).

"Новая власть должна знать, что без крымских татар нельзя решать судьбу Крыма или замалчивать ее. С начала августа я не могу встретиться с теми людьми, на которых указал президент, чтобы мы продолжили наш диалог. Я не буду называть фамилий, но я не могу с ними встретиться. Это неправильная позиция власти", – негодовал Чубаров.

Признание в предательстве: в Крыму оценили заявление Чубарова
Судьба пакета законопроектов о так называемой "крымско-татарской национальной автономии" во многом станет определяющим фактором дальнейшего формата взаимоотношения меджлиса* и Киева. Помимо юридически ничтожной инициативы о создании картонной "автономии" в российском Крыму, пакет содержит инициативы с вполне осязаемыми последствиями. Это придание курултаю (национальному съезду) и меджлису* статуса "представительских органов крымско-татарского народа", установление норм использования крымско-татарского языка наравне с украинским и закрепление статуса крымских татар как коренного народа Крыма. Все это обещал, но так и не сделал Порошенко (как, впрочем, и все украинские президенты до него).

У Зеленского заявили о готовности создать "национальную автономию" в Крыму>>

В случае принятия этих законов меджлис* сможет встроиться в структуру органов власти Украины, укрепить свои позиции и влияние, а также напрямую участвовать в распределении бюджетных средств и зарубежных грантов, которые будут выделяться на обустройство крымских татар, сохранение и развитие их языка и культуры.

Уменьшить степень ненормальности

Крымские татары оценили "автономное" обещание Зеленского
В одном из своих интервью Джемилев непрозрачно намекнул: в окружении Зеленского есть некие группы, не заинтересованные в принятии этих решений, хотя сам президент вроде как не против. Но поддержка меджлиса* несет риски для украинского президента.   С Зеленским, в отличие от Порошенко, разговаривает и договаривается российский президент Владимир Путин. Ситуация с обменом пленными показала, что между Киевом и Москвой могут быть найдены точки соприкосновения по ряду проблем, в том числе по разрешению конфликта в Донбассе. Рисковать шансом стать в глазах украинцев и всего мирового сообщества "президентом-миротворцем" ради интересов одной этнической структуры и ее лидеров (нынешний) украинский президент вряд ли решится. 

"Зеленскому постоянно требуется компромисс с Москвой. Поэтому любая его договоренность с представителями меджлиса* будет раздражать Москву и создавать препятствие не то чтобы налаживанию нормальных отношений, но хотя бы снятию существующей степени "ненормальности". А в этом команда Зеленского заинтересована", – считает украинский политолог Михаил Погребинский.

Эксперт убежден: крымско-татарская автономия – "чисто пиаровская работа", и даже "занимающиеся этим вопросом люди понимают, что это не может быть реализовано".

"Предполагаю, что Зеленскому трудно будет игнорировать меджлис*. Он имеет поддержку Турции, правозащитных организаций. Не будет такой акцентированной поддержки, какая была ранее. Просто во времена Порошенко она стоила дешево. Можно продолжать бессмысленные разговоры о крымско-татарской автономии в Крыму и тому подобном. У нас, например, есть "прокурор Крыма"… Смысла никакого, но отказаться невозможно. Потому что это будет означать, что новое украинское руководство отказывается от Крыма. Из этого вытекает поведение по отношению к крымским татарам и по другим вопросам", – считает эксперт. 

Шантаж не пройдет    

Эксперт: "меджлис* - часть международного терроризма
Изменить складывающуюся ситуацию в свою пользу меджлису* и его лидерам будет сложно. На помощь могла бы прийти излюбленная тактика. Угрозами дестабилизации ситуации в Крыму и ультиматумами Джемилев и его соратники пытались решать вопросы выделения земли и легализации самозахватов, кадровых назначений и т.д  (еще во времена украинской принадлежности полуострова). Например, когда в 2010 году в очередной раз не удалось добиться выделения земли под Соборную мечеть в Симферополе, Джемилев заявил: "Дело дойдет до того, что мы не сможем контролировать народ, и до России добежать не сможет никто, я вас уверяю!". А Чубаров по этому поводу пригрозил тогдашнему мэру крымской столицы: "Вы лично далеко зашли и с нами играться не надо. Иначе это кончится большим несчастьем для вас лично".

Перестрелка на границе с Крымом: бойцы Ислямова продолжают "отжимать" бизнес
Но сегодняшний меджлис* едва ли способен шантажировать новую украинскую власть. От прежней многотысячной мобилизационной базы времен украинского Крыма остались лишь воспоминания. Не удалось ни принудить соотечественников массово переезжать на Украину, ни обустроить быт малочисленных переселенцев с полуострова. Нынешний электоральный ресурс меджлиса* — в пределах статистической погрешности. Силовой ресурс также отсутствует. Попытка сколотить собственное боевое крыло ("батальон имени Номана Челебиджихана" или "Аскер") провалилась. Включить формирование в состав украинских вооруженных сил и посадить его на гособеспечение не удалось.

"Меджлисовец"* Ислямов вновь заявил о походе своих "мирных" боевиков на Крым>>

"Аскеровцев" отстранили от контроля над транспортными  потоками в приграничной с Крымом зоне, канал народных пожертвований иссяк. Лишившись денежного довольствия, большая часть батальона разбежалась. Оставшиеся так называемые "бойцы" стали промышлять рейдерством, как в случае с захватом имущества бывшего главы Генической райгосадминистрации Сейтумера Ниметуллаева. Сам предводитель "Аскера", один из организаторов и спонсоров блокад Крыма Ленур Ислямов перестал быть "рукопожатным" в Киеве и за его пределами и отправился в политическое небытие. 

Украинский радикал назвал батальон Ислямова "бандой гопников">>

Единственный значимый ресурс, остающийся сегодня в руках меджлиса* – международные связи, в частности, в США, Западной Европе и Турции. Благодаря им лидеры структуры еще интересны украинской власти. Поэтому в Анкару на встречу с президентом Эрдоганом в августе Зеленский отправился в сопровождении Джемилева. Обе страны заинтересованы в развитии торгово-экономического и военного сотрудничества. Также Киев рассчитывает получить в лице Анкары союзника и помощника для интеграции в НАТО и ЕС, а также в переговорах с Москвой. Турция желает иметь Украину в союзниках для расширения своего влияния в Черноморском регионе, и Джемилев может стать важным связующим звеном в этом процессе. Для Эрдогана эта структура – своего рода агент влияния. Кроме того, в Турции проживают порядка 5 млн крымских татар, многие из которых поддерживают президента Эрдогана. Меджлис* находится в тесных связях с турецкой диаспорой, и не учитывать этого фактора Эрдоган не может. Впрочем, вряд ли турецкого лидера можно считать надежным союзником Украины, особенно в "крымском вопросе". Для расчетливого и прагматичного президента Турции хорошие отношения с Россией на данном этапе важнее и выгоднее.

*Запрещенная в РФ экстремистская организация

Рекомендуем