Заповедник благодати в Крыму: мягкая сила чудотворной воды

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

Алексей Вакуленко, корреспондент РИА Новости Крым

В воскресенье в горах над Алуштой будут возносить в небо праздничные песнопения. Тысячи паломников, преодолев 15 километров узкой извилистой горной дороги, традиционно съедутся в мужской монастырь святых бессребреников Косьмы и Дамиана на престольный праздник — День памяти мучеников, имена которых тот носит. Обитель расположена на высоте 800 м над уровнем моря в центральной котловине Крымского природного заповедника. Поистине надмирное местоположение только усиливает ее горний, то есть возвышенный, характер.

В канун праздника корреспонденты РИА Новости Крым побывали в Косьмо-Дамиановском монастыре, по нижнему двору которого протекает одноименный целебный источник, чья вода — не иначе как по милости Божией, уверены монахи — творит чудеса.

Каменная вера на века

Небесный врач Лука Крымский: чудеса, да и только
"От старого монастыря остались только подпорные стенки, часовня императорская, — монах Макарий немного задумывается и, точно извиняясь, пожимает худыми плечами: — Ну, вот и все…". Часовня — та, которую в 1913 году построили в ознаменование 300-летия Дома Романовых. Каменный символ веры, что не сломили ни красные безбожники, ни сеятели "коричневой чумы", которые, покидая полуостров, нередко оставляли после себя выжженную землю.

"Часовню немецко-фашистские войска взрывали несколько раз, — продолжает монах. — Но она устояла, хотя все деревянные конструкции были уничтожены взрывом".

К престольному празднику в часовне установят новые двери, которые пока приставили к фасаду здания, прямо у входа. "Старые сгнили", — поясняет отец Макарий.

Не скрывая радости, монах рассказывает, как пожелавший остаться неназванным бизнесмен из Москвы оплатил установку на часовне медной кровли и пола с подогревом внутри. "Если бы в 2016 году в это время мы открыли бы часовню, она была бы как ледник", — говорит он и добавляет, что московский благодетель, бизнес которого по иронии судьбы связан с водой, несколько лет назад исцелил стремительно усыхавшую руку после того, как испил воды из местного источника и омылся ею.

Уникальная святыня на ЮБК: вид на храм-маяк в Малореченском
Тем временем на торговой площади, неподалеку от входа в обитель, прибывшие сюда к празднику женщины раскладывают в палатках иконы, открытки, крестики, календари с фотографиями монастыря, книги, пластиковые бутыли, в которые можно набрать воды из "славного", по замечанию митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, источника святых угодников Косьмы и Дамиана. Средства от продажи церковных атрибутов идут на восстановление монастыря. Одна из продавщиц Ирина говорит, что уже несколько лет подряд приезжает из Одессы "на престол", чтобы помочь по хозяйству и без того занятым тяжелым физическим трудом монахам и послушникам. Продавая освященный товар, она всякий раз провожает покупателя словами: "Все во славу Божию".

Продолжая экскурсию по возрождаемому монастырю, монах Макарий вспоминает, что помимо подпорных стен и часовни еще сохранилась каменная лестница из шестидесяти ступенек, что в свое время вела к храму Преображения Господня, и тут же предлагает по ней подняться наверх. Сегодня она приводит к одному из построенных после Великой Отечественной войны домиков, где проживали сотрудники заказника Крымского заповедника. У входа в небольшой одноэтажный дом до сих пор можно увидеть фрагмент фундамента храма, здание которого при отступлении в 1944-м уничтожили гитлеровцы, всячески стремясь выжить из заповедных лесов непокорных партизан.

Струящаяся святыня

Святыни Крыма
"У нас две святыни, самая главная — вода", — признается отец Макарий. Продолжая рассказ о свидетельствах исцелившихся, он вспоминает севастопольца, который, по прогнозам врачей, не должен был дожить до 50 лет, а в итоге встретил "несбыточный" юбилей в обители.

"В 80-х годах он увлекался наркотиками, — говорит монах. — Печень стала распадаться. Врачи, обследовав, сказали откровенно: медицина тебе не поможет". Приговоренный врачами инвалид приехал в монастырь, где обливался водой из источника и пил ее. "Теперь приезжает сюда раз в квартал вместе с супругой, делает пожертвования, — отмечает отец Макарий. — Врачи поставили вопрос о снятии с него инвалидной группы".

Другая история в прямом смысле "шуточная". Случилась она с ведущей, по словам монаха, богемный образ жизни молодой москвичкой, которой поставили диагноз "бесплодие".

"Она приехала в обитель с молодежной компанией. Ее, как позже рассказывала, "шутя" облили водой из источника, — рассказывает он. — В августе они сюда приезжали, а в декабре ей врачи сообщили, что она понесла".

Уникальный бисерный храм в Крыму: как старая штольня стала местом силы
Негромкий голос чернеца постепенно заглушают песнопения трех монахов, вышедших с крестным ходом из монастырского храма во имя иконы Божией Матери "Иерусалимская". Следом за ними шествует наместник обители архимандрит Амфилохий. Подойдя и поздоровавшись, он и продолжил экскурсию, отпустив отца Макария.

По предложению наместника неспешно идем к храму. Остановившись вблизи церквушки, созданной в некогда двухместном домике для сотрудников заказника Крымского природного заповедника, отец Амфилохий рассказывает, почему обитель носит имя святых бессребреников Косьмы и Дамиана.

"В этом году мы будем праздновать 1735 лет со времени их мученической кончины и с момента образования источника, — говорит он. — По преданию, бывшие братьями святые бессребреники были воспитаны в христианской традиции и, выучившись врачебному искусству, при лечении людей поняли, что им в исцелении больных помогает Бог. На крымской земле они отбывали каторгу (в Херсонесе обнаружены свидетельства их прибытия на полуостров). Однако в Риме нашлись высокие благотворители, которые их выкупили и вернули назад. Когда они уезжали отсюда, каторжане спросили, кто же теперь их будет лечить. В ответ целители помолились — и из-под земли забили два источника: один назвали Косьмой, другой — Дамианом. Они сходятся в одно русло под часовней".

Иконы, орхидеи и молитвы

Храм строгого режима: посторонним вход воспрещен
Приглашая войти в храм, архимандрит продолжает рассказ о святынях монастыря, которыми наряду с Косьмо-Дамиановским источником являются две чудотворные иконы. "Икона Косьмы и Дамиана была написана в начале девятнадцатого века, — указывает он на установленный внутри церкви образ с частицами мощей святых бессребреников. — В середине того же века один благочестивый православный грек подарил мощи, после чего икону поместили в серебряный оклад, в который вложили мощи".

Вторая святыня — икона Божией Матери "Иерусалимская". "Ее обители подарили монахи афонского Пантелеймонова монастыря в 1907 году, — рассказывает наместник. — Каким-то образом монашки, которых в 1926 году изгнали отсюда, просто забрали эти реликвии с собой (открывшийся в 1857 году монастырь сначала был мужским, а затем женским — авт.)". Спустя десятилетия икону вернул в обитель протоиерей Иаков Жила, который служил в Свято-Петропавловском соборе в Симферополе и был настоятелем Свято-Николаевского храма в Евпатории. "Его семья каким-то образом сохранила эту икону, — продолжает отец Амфилохий. — А икона Косьмы и Дамиана оказалась у одного протоиерея. Владыка Лазарь, когда узнал об этом, попросил его передать ее монастырю".

Вид сверху: под Керчью строят храм святителя Луки
Выйдя из храма, наместник указывает на плодовые деревья, расположенные за деревянной изгородью: "Это монастырский сад, который заложила настоятельница монастыря игуменья Варсонофия. Когда-то здесь произрастало более ста деревьев. Груша и яблоня до сих пор плодоносят". Сегодня это заповедная земля, которую монастырю не передали, сославшись на то, что там произрастают краснокнижные растения, в том числе орхидеи, которых не было в Крыму до начала прошлого века. Отец Амфилохий утверждает, что именно матушка Варсонофия высадила в монастырском саду привезенные в обитель цветы. Продажа последних приносила монастырю неплохой доход, который позволял обслуживать два гостиничных корпуса на пятьдесят мест.

"Каждый монастырь — это молитвенный заповедник, — говорит на прощание наместник. — Сюда приходят люди служить, молиться Богу, здесь совсем другой уклад жизни, чем в миру. Обретая здесь, в этой тишине, внутренний покой, люди видят свои внутренние проблемы. В суете мирской жизни иногда мы просто не замечаем, что происходит у нас в душе, живем на автопилоте. Это не совсем нормально. Нужно отслеживать свои мысли, желания (это и называется духовная жизнь), худшие — исправлять, а добрые – культивировать. Тут птицы поют, звери лесные приходят, все радует глаз людей, созерцающих прекрасный мир, который создал Господь".

Рекомендуем