Безвозвратно потерянные деньги. Владимир Путин провел совещание по туризму

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

Дмитрий Лекух, РИА Новости

Шесть городов Крыма вошли в ТОП популярных курортов России в 2019 году
Прошедшее 30 января совещание президента Путина с членами правительства по вопросам развития туризма вызывало повышенный интерес в первую очередь из-за "перераспределения функционала" между министерствами. Последние пять лет за туризм отвечало Министерство культуры, куратором отрасли выступала замминистра Алла Манилова, а профильный департамент в Минкульте возглавляла Ольга Ярилова. Сейчас, в результате переформатирования кабинета, госпожа Ярилова стала заместителем министра культуры, но за туризм уже не отвечает: туристическая отрасль перешла в ведение Минэкономразвития, что выглядит логично, но как именно собирается справляться с этим проблемным сектором рынка новое министерство, пока не вполне ясно.

"Золотого кольца Боспорского царства" не было бы без Крымского моста – мнение
Комплексную стратегию развития туристической отрасли до 2035 года ведомство Максима Орешкина (которого сам президент в шутку назвал "туристом" не столько за новый функционал, сколько за поездку на форум в Давос) представит "в ближайшие месяцы". По словам самого министра, "отрасль развита не так, как она может быть развита". Если говорить по цифрам, то у нас "общий объем внутреннего рынка сейчас оценивается в размере около 70 миллиардов долларов, из них 12 миллиардов — это то, что привозят иностранные туристы, 35 миллиардов — сумма, которую российские туристы тратят за пределами нашей страны", констатировал Максим Орешкин. И посетовал, что отечественная туристическая отрасль, к сожалению, еще "не раскрыла весь свой потенциал".

Что тут можно сказать.

Постсоветский рекорд побит: в Крыму подвели итоги туристического сезона
Во-первых, он оперировал только официально зафиксированными цифрами (а какими министр еще может оперировать?). В которые по отрасли, как правило, входят следующие составляющие: стоимость перелета, трансфер, проживание, страховка, некоторые "сборы" по мелочам. Что же касается того, что принято называть "сопутствующими тратами" в самой отрасли, — разумеется, приблизительно. Ибо точные цифры, если и поддаются общей статистике, то с большим трудом: их следует считать по знаменитому в профессии "коэффициенту два". Если условный турист Иванов покупает условный тур в условную Турцию за условные 500 долларов, то в самой стране пребывания на отдыхе он потратит сумму в среднем в два раза большую. То есть примерно 1000 долларов: это рестораны, кафе (и прочие "шашлычок и коньячок"), экскурсии, покупки на пляже, сувениры и почти обязательный сопутствующий шопинг. Сразу поправимся, что многие считают "коэффициент два", особенно с учетом любимого нашими туристами (а в первую очередь туристками) шопинга, прилично заниженным. Но если даже для удобства и надежности считать именно так, то довольно легко убедиться: общая сумма вывоза валюты за рубеж в годовом исчислении, причем исключительно в "туристических целях" и не какими-то злокозненными олигархами, а обыкновенными русскими туристами, превышает совершенно космическую цифру в 100 миллиардов долларов. И если учесть, что, по приводимым Орешкиным данным, в нашу страну заходит денег от въездного туризма почти в три раза меньше, то это печальная статистика. Наши соотечественники вывозят безвозвратно из страны в год сумму, примерно равную всему суверенному долгу соседней Украины.

Готовимся к лету: когда пляжи Крыма смогут принять туристов
Это — вполне системная проблема, пришедшая к нам еще из 90-х, когда действительным завоеванием (одним из немногих реальных, кстати) "нового демократического порядка" стала свобода передвижения граждан Российской Федерации. И тут очень хорошей иллюстрацией является даже сама до сих пор действующая система показателей, по которым формируется отраслевая отчетность: рост выездного туризма воспринимается по ныне действующей отчетности как исключительно положительный результат.

Более того.

Самые интересные: россияне определили лучшие достопримечательности Крыма
Когда в нашей стране, не всегда и не во всем, кстати, удачно пытались ввести институт так называемого курортного сбора, то этот сбор касался только российских регионов. И никому даже в голову не пришло, что данный механизм, по сути, еще и давал дополнительные конкурентные преимущества отнюдь не российским предприятиям, а как раз их зарубежным конкурентам. Платят русские туристы, где бы они ни были, одинаково хорошо.

Словом, наследство, доставшееся министру Орешкину, безусловно, можно оценивать по-разному. Но с точки зрения стратегических показателей оно довольно печальное. И легче — к тому же если "неторопливо раскачиваться" — там не будет. Особенно, если учесть тот факт, что никто препятствовать выезду граждан России на отдых за рубеж не собирается (и это абсолютно правильный посыл со стороны руководства страны). Простейший пример: турецкой Анталии уже даже не хватает мощностей по доставке туристов — так недавно анонсировал начало строительства третьего аэропорта в популярном местечке президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. По его словам, строительство должно быть завершено уже в 2022-м. И просто напомним, что в 2018 году в Турции был установлен своеобразный "русский рекорд": число туристов из Российской Федерации лишь чуть-чуть не достигло там показателя в шесть миллионов человек. Кстати, Эрдоган, выступая на церемонии закладки нового аэропорта, выразил уверенность, что этот "русский рекорд" будет побит уже в текущем году.

"Он вообще обитаемый?", или Почему туристы выбирают зимний Крым
И нам бы только и оставалось порадоваться за наших граждан, получающих адекватный отдых в Турции по адекватной цене, если б не одно маленькое но: деньги, которые они вывезли и вывезут в Турцию, уедут из нашей экономики навсегда. И это, безусловно, не проблема "руссо туристо". А вот к отраслевым чиновникам тут очень большой вопрос. Который, кстати, формулируется отнюдь не как "кто виноват" (извините за банальность, но, когда формировалась российская туристическая отрасль, — время было такое, и то, что мы видим сейчас, это как раз "родовые травмы" и есть). А "что делать". И тут — есть разные подходы.

Минэкономразвития, к примеру, привычно ставит задачи на уровне больших цифр и больших временных интервалов ("стратегия развития до 2035 года", например). Ребята, это не тяжелая промышленность, средний срок возврата инвестиций даже в строительство капитальных туристических объектов по миру (да и у нас в стране тоже), как правило, в среднем не превышает восьми лет. Что именно необходимо делать в отрасли, не составляет большого секрета: во-первых, для начала стоит перестать относиться к круглым цифрам из выездного сектора как к положительным показателям: как-то довольно странно аплодировать росту сумм денег, выведенных из экономики страны.

Крымские рекордсмены: какие курорты стали фаворитами у туристов в 2018 году
А во-вторых, в конце концов, есть мировой опыт, который предельно четок: развитие любой национальной туротрасли начинается со строительства туристических кластеров, причем не всегда простого. В качестве примера тут можно привести не только еще три-четыре десятка лет назад пустынную и нищую турецкую Анталию, но и весьма популярные Канарские острова. Если кто не знает, там были очень серьезные проблемы с инфраструктурой, водой, энергетикой, даже с пляжами, ведь песок на Тенерифе и Гран-Канария пришлось из Сахары баржами завозить. Более того, и у нас самих есть понятный и более чем успешный пример создания такого вот туристического кластера: это "большой Сочи". Который, конечно, "большой", но по сравнению с тем же Крымом, в общем-то, маленький. И в котором, благодаря олимпийскому строительству и созданию качественной туристической инфраструктуры, сейчас за год отдыхает народу больше, чем даже в Крыму.

Словом, нам сейчас необходимо не просто улучшать работу в отрасли, но менять саму модель ее организации. Это безумно сложная работа, но туризм — благодатная почва и быстрые деньги. Только заниматься им нужно не "факультативно", а всерьез. Более того, скажем откровенно, просто глядя на цифры, можно констатировать: по емкости национальный туризм по большому счету вполне тянет на полноценный национальный проект.

Рекомендуем