Семь семей, разрушенный мост и волки: неяркая жизнь села Яркое

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

Владислав Сергиенко, корреспондент РИА Новости Крым

Село Яркое в Ленинском районе Крыма можно назвать "умирающим": большая часть населения – пенсионеры, а из сотни человек тут осталось около 30 жителей.

Корреспонденты РИА Новости Крым побывали в селе, которое после таяния снегов превращается в остров, где нет ни одного магазина или аптеки, а по соседству с небольшими стадами постоянно бегают волки. Единственная транспортная артерия, соединявшая село с большим миром, — небольшой мостик — разрушился полтора года назад, и жизни совсем не стало.

1 из 9
Разрушенный мост на подъезде к селу Яркое Ленинского района Крыма
2 из 9
Житель села Яркое Ленинского района Крыма
3 из 9
Житель села Яркое Ленинского района Крыма
4 из 9
Село Яркое Ленинского района Крыма
5 из 9
Дом в селе Яркое Ленинского района Крыма
6 из 9
Село Яркое Ленинского района Крыма
7 из 9
Дом в селе Яркое Ленинского района Крыма
8 из 9
Дом в селе Яркое Ленинского района Крыма
9 из 9
Дом в селе Яркое Ленинского района Крыма

От войны в умирающее село

Ситуация в отрезанном паводком селе на востоке Крыма нормализовалась – власти
Под подошвами ботинок постоянно хлюпает грязь, смешанная с талым снегом. Асфальта в Ярком нет, так же как и воды, газа, магазинов, общественного транспорта и много другого, что для жителя более-менее развитого города или села является обязательным атрибутом существования. В советский период село было частью крупного совхоза, здесь проживало около двадцати семей. Но после развала СССР "развалилась" и жизнь местного населения: люди стали буквально выживать и только собственный труд и упорство им в этом помогали.

Мало по малу, село начало запустевать, люди бросали никому ненужные дома и уезжали. Надежды на то, что кто-то купит жилье в населенном пункте, от которого до райцентра 10 километров по разбитой дороге, нет и до этих пор.

Семьи с низкими доходами: как живут малообеспеченные в Крыму
Табрике Батырова живет в Ярком уже 30 лет. Женщина с семьей перебралась сюда из Чечни. Сейчас она живет одна – муж умер, сын и дочь переехали, а две внучки учатся в Симферополе. В одиночку ей приходится следить за своим небольшим стадом из 10 коров и гусями, которые кормят ее, поскольку на пенсию в восемь тысяч рублей выживать трудно. Однако и этого женщина может лишиться, правда, не по вине людей.

"Волки нас атакуют просто невыносимо. Мало того, что нападают на птицу, еще и барашек и телят жрут. Мы жаловались, писали письма. Приезжали охотники, но толку от них никакого. Когда внучки со мной жили, я их провожала до школьного автобуса и встречала – волков боялись", — рассказывает тетя Таня — так Табрике называют в Ярком.

В севастопольских селах в 2019 году начнут устанавливать уличное освещение
Женщина, поставив на стол чашки и налив туда ароматный кофе, быстро убегает к холодильнику и приносит небольшой горшочек с домашней сметаной.

"Хлеб привозят нам раз в неделю. Хорошо, что в деревне есть ребята — они, когда на своей машине выезжают, мы заказываем им, что нам нужно, скидываемся на бензин. Вода привозная — 480 рублей платим. Но мы и этому рады. Отапливаемся дровами и углем, на это деньги в течение года откладываем", — рассказывает тетя Таня. 

Здесь в Ярком новые лица – редкость, поэтому хочется рассказать обо всех проблемах.

Табрике Батырова видела, как село, в котором она прожила более 30 лет, начало умирать.

"В советское время мы по-другому жили: автолавка два раза в неделю приезжала, хлеб привозили каждый день. Тогда и проживало тут около 20 семей. Потом люди начали уезжать. И мы хотели обратно в Чечню, но родители говорили, что, пока война не кончится, нечего ехать. Потом у меня умерли дочь, муж, и мы их тут и похоронили, уезжать уже некуда. Я уже никуда переезжать не хочу. Это моя собственность, моя земля. Я ее называю "фазендой", — с улыбкой говорит тетя Таня.

В крымском селе за 70 млн рублей построят рынок и склады для сельхозпродукции
Табрике Батырова живет в отдалении от села на небольшом пригорке. Тут же старые советские коровники, явно доживающие последние дни. Чуть ниже – пруд, который вырыли в прошлом году, чтобы у селян был доступ хотя бы к технической воде. А возле него уже само село – небольшие домики с позеленевшей от старости черепицей, в которых белые контуры стеклопакетов смотрятся как-то неуместно.

Рядом с большинством домов – машины, но зачастую это или отечественные "старушки" или иномарки, возраст которых можно определить по количеству ржавчины на металлических деталях. Большая часть авто уже отслужили свое и оставлены гнить на придомовых участках.

Взаимовыручка

Результатов нужно добиваться не в кабинетах, а в городах и селах – Путин
В село ведут две дороги. Одна  — через разрушенный мост, рядом с которым сделали насыпь, чтобы хоть легковые авто могли проехать, а вторая – соединяет село с военной трассой. Периодически ее пытались приводить в порядок, но толку мало – слишком уж она разбита. Из-за этого и складывается большинство проблем селян.

"Мне надо было девятого января ехать в поликлинику, а не смогла — не на чем. Сижу вот дома, болею. Все из-за этого моста… Все мы за него боремся, а толку никакого. У нас в деревне все в транспорт упирается, а машину нанимать очень дорого, не такая у меня пенсия. Нам бы автобус, хотя бы два раза в месяц чтобы ходил. И этому рады будем", — рассказывает Зера Джаппарова, приехавшая сюда из Узбекистана в 1992 году.

По сути, жизнь в селе держится на взаимовыручке.

"Кто выезжает — всегда берет пару лишних булок хлеба, кофе… Даже главе поселкового совета надоедаем: просим хлеб привезти, выручить, если тяжелая ситуация", — говорит селянка.

В Ярком нет людей, которые сидят без дела. Здесь единственный шанс выжить – работать не покладая рук.

"Выживаем сейчас за счет собственного хозяйства. Работаем много, продаем за копейки. Утром в шесть встаем и до самого позднего вечера работаем, пока совсем темно не станет. Единственный досуг: приехал кто из района, новости рассказал, кофе попили, вот и вся политинформация", — смеется Зера.

Уже потом селяне обмолвились: молоко у них скупают по 20 рублей за литр, говядину – по 170 рублей за килограмм. Чистый "навар" с теленка, на выращивание которого уходит несколько месяцев, – 10 тысяч рублей. Да и то, если повезет.

Переезжать некуда

"Серая" охота: как в Крыму сократят численность потомков херсонских волков
Глава Кировского сельского поселения Андрей Сосунович о проблемах села знает и пытается их решить в силу своих возможностей. Пока мы возвращались в Кирово по разбитой дороге, он рассказал о том, как село дошло до упадка. 

"В советское время здесь был животноводческий совхоз. В Ярком в основном жили чабаны, сакманщики (овцеводы – ред.) и так далее. Жили хорошо, но после развала СССР многие уехали, а к концу 90-х село почти опустело. Постепенно то, что было построено при СССР, разрушалось. Больше всего пострадала дорога. Теперь из-за ее состояния в село не ходит общественный транспорт", — говорит Андрей Сосунович, выворачивая руль влево на обочину – по дороге местами проехать невозможно из-за глубоких ям.

Градобойня спасла сельское хозяйство Крыма от ущерба в 900 млн рублей
Транспортная проблема накладывает самый большой отпечаток на жизнь селян. И именно эту проблему молодой глава хочет решить в первую очередь.

"В непогоду село превращается в остров: временный объезд затапливает, мостик размывает. Основной же мост был признан аварийным, чтобы по нему не ездили, решили его разобрать. Мы просили его отремонтировать, но сказали, что нужны большие деньги, у района их нет. Мост людям жизненно необходим. Из-за него и районное транспортное предприятие отказывается сюда ездить. Мотивируют тем, что дорога аварийная – нельзя. А школьный автобус ходит", — говорит Андрей Сосунович.

Миллиард на сельскую культуру Крыма
Понимает глава поселения, почему люди не покидают свое село.

"Чтобы переехать, нужно продать жилье в одном месте и приобрести в другом. В Ярком у них жилье никто не купит. Продав животных они, может, насобирают денег на одно-двухкомнатную квартиру в Ленино. И чем там заниматься?" — риторически спрашивает Сосунович.

Яркое скрывается за поворотом, впереди еще несколько километров разрушенной дороги. Когда-то по ней раз в сутки возили хлеб, а автолавка проезжала тут два раза в неделю. Этого люди уже не просят. Им бы автобус. 

Рекомендуем