СИМФЕРОПОЛЬ, 10 янв – РИА Новости Крым. 9 января вступило в силу распоряжение Центробанка России, расширяющее диапазон ставок базового тарифа ОСАГО (обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев) на 20% как вверх, так и вниз. Система коэффициентов "возраст-стаж" отныне будет разделяться на 58 категорий вместо четырех. Также изменилась система присвоения коэффициента бонус-малус. Это только начало либерализации тарифов "автогражданки". Следующий этап реформы планируется осуществить уже в этом году. Эксперты в целом приветствуют нововведение, так как для опытных и аккуратных водителей полис будет стоить дешевле. При этом лихачи, нарушающие правила дорожного движения, ощутят дополнительную финансовую нагрузку.
Другие деньги
Также изменилась система коэффициентов "возраст-стаж": она расширилась с четырех категорий до 58. Это сделано для того, чтобы точнее определять риск каждого водителя. Для водителей от 16 до 21 года максимальный коэффициент увеличивается до 1,87 с 1,8. Для опытных водителей старшего возраста (от 59 лет) со стажем от шести лет тариф будет снижен до 0,93, что составит 7% скидки.
Реформирование российской системы автострахования продолжится. Ожидается, что уже этой осенью тарифный коридор будет расширен до 30%, а в 2020 году – до 40%. Кроме того, могут быть отменены коэффициенты мощности и территории: первый – с 1 сентября 2019 года, второй — с осени 2020 года.
Автостраховка по справедливости
Главная идея реформы — сделать страховые тарифы справедливее: аккуратные водители станут платить за страховку меньше, а виновники ДТП — больше. Поэтому многие эксперты положительно восприняли изменения. По их мнению, уже сейчас менее аварийные автовладельцы смогут платить за ОСАГО меньше, а после завершения реформы добросовестные автомобилисты больше не будут платить за лихачей на дорогах.
"Эти изменения – первый этап реформы по либерализации ОСАГО. Они предполагают использование более индивидуального тарифа для каждого автовладельца, так как сейчас 80% аккуратных водителей оплачивают риски оставшихся 20% нарушителей, попадающих в аварии. Новые изменения заставят автовладельцев с высоким уровнем аварийности изменить своё поведение на дороге. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, около 80% респондентов поддерживают идею либерализации тарифов ОСАГО, а 90% и вовсе согласны с тем, что каждый водитель должен платить за ОСАГО в соответствии со своей страховой историей и со своими рисками", – приводит мнение юриста Сергея Смирнова пресс-служба Информационного проекта "ОСАГО: общественная экспертиза".
"Стоимость страховки для автомобилиста, который не попадает в аварии, должна быть ниже, чем для лихача. Но чтобы осуществить переход к новому типу тарификации "автогражданки", стоит решить некоторые проблемы в отрасли. Речь идет о страховом мошенничестве, несовершенстве системы суда и компетентности юристов", – считает он.
"Ранее в Банке России отмечали, что будут контролировать цену полисов, чтобы страховщики не зарабатывали сверхприбылей и не завышали тарифы. В Европе уже давно перешли на полностью индивидуальный тариф. Зарубежный опыт подтверждает, что страховые компании заинтересованы в том, чтобы к ним приходили хорошие клиенты, поэтому готовы снижать цены на полисы ОСАГО для таких водителей", – сказал он.
Крымская специфика
Нововведения Центробанка не имеют каких-либо региональных особенностей, отметил в комментарии РИА Новости Крым председатель региональной общественной организации "Дорожный контроль – Севастополь" Максим Мишин. По его словам, новый тарифный коридор ОСАГО в равной степени коснется всех россиян, в том числе жителей Крымского полуострова.
В то же время, убежден Максим Мишин, определенные вопросы в части автострахования на территории Крыма нуждаются в особом регулировании. Так, по мнению эксперта, необходимо ужесточить меры в отношении водителей за отсутствие полиса "автогражданки", в особенности для автовладельцев из других государств.
Мишин констатирует, что сегодня контроль наличия полисов ОСАГО у водителей из других стран в Крыму равен нулю. "Дорожный контроль – Севастополь" по линии Общероссийского народного фронта направил на федеральный уровень предложение организовать на границе с Украиной проверки наличия полисов "автогражданки" у иностранных автовладельцев, тем самым обязать их приобретать дополнительную страховку на территории полуострова. Кроме того, общественники предложили не выпускать за пределы РФ водителей-иностранцев, у которых есть неоплаченные штрафы за нарушение ПДД. По словам Мишина, сегодня те же украинские автовладельцы, получающие штрафные квитанции, просто выбрасывают их мусор и спокойно возвращаются домой.
Также осложняет ситуацию отсутствие на полуострове представительств крупных российских страховых компаний.
Предложения крымских общественников пока находятся на рассмотрении. Между тем, российские законодатели уже планируют в разы увеличить штрафы за отсутствие у водителя полиса ОСАГО. Сегодня санкция за езду на авто без полиса (например, если автовладелец забыл документ дома) составляет 500 рублей. Отсутствие оформленной страховки или езда с просроченным документом наказываются штрафом в размере 800 рублей. По данным СМИ, в конце февраля Госдума планирует рассмотреть законопроект, согласно которому штраф за отсутствие полиса составит 5 тысяч рублей. Депутат Сергей Вострецов отмечает, что количество аварий, в которые попали водители без ОСАГО, выросло в полтора раза. При этом, по его данным, сегодня в России без страховки ездят полтора миллиона водителей, от которых добросовестные владельцы никак не защищены. Парламентарий убежден, что это "ненормальная ситуация, которую надо менять".