СИМФЕРОПОЛЬ, 7 сен — РИА Новости Крым. В зоне строительства трассы "Таврида" вблизи Севастополя археологи обнаружили полевой лагерь русской армии времен Крымской войны 1853-1856 годов. Площадь объекта – 21 тыс кв метров, сообщает пресс-служба Института археологии РАН.
"Выбор места расположения бивуака определялся, вероятно, наличием здесь питьевой воды — территория лагеря была разбита в верховьях небольшой балки (в настоящее время почти полностью заплывшей аллювиальными наносами), которая является отрогом широкой, простирающейся на несколько километров, Черной балки. В балках, по-видимому, протекали ручьи, подпитывавшиеся родниками", — рассказали в институте.
На части площади культурный слой объекта был поврежден окопами времен Великой Отечественной войны. Наибольшие, по оценкам археологов, повреждения ему нанесли грабители: до начала работ специалисты выявили 19 крупных грабительских ям.
"В границах исследованной площади зафиксированы остатки не менее 24 построек (типовых палаток или бараков), вытянутых в четыре линии, а также несколько бессистемно расположенных малых палаток или "балаганов". Строительство землянок на исследованном участке было невозможно из-за того, что материком являлось скальное основание. С постройками были связаны каменные, реже кирпичные сооружения (булыжные вымостки, фрагменты каменных фундаментов построек, отопительные устройства). Выявлены печи нескольких типов: как сложенные из кирпича на глиняном растворе, так и сооруженные "насухо" из местного рваного камня. Среди последних выделяется печь с горизонтальным дымоходом, над которым могли размещаться лежанки", — отметили в пресс-службе.
В ходе раскопок обнаружены многочисленные детали не только военной униформы (пуговицы, фрагменты "чешуи" подбородочных ремней касок, пуговица от чиновничьего мундира с гербом Витебской губернии, пряжки на ремни, накладки на патронные сумки, в том числе "гренада о трех огнях" прекрасной сохранности), но и предметов вооружения (фрагмент черенка и клинка саперно-артиллерийского тесака, латунное устье кожаных ножен, накладки на рукояти, предохранительная скоба спускового крючка ружья, элементы ружейного прибора (распыжовник), железные воронки для засыпки пороха).
"В значительном количестве обнаружены латунные капсюли для ружей с ударными замками и свинцовые снаряды для ручного огнестрельного оружия (всего 905 предметов), причем представлены все типы пуль для гладкоствольных ружей и нарезных штуцеров, стоявших в то время на вооружении российской армии", — добавили в институте.
Как отметили археологи, особое значение имеют находки пуговиц, на лицевой стороне которых изображены цифры, что обозначали принадлежность владельца униформы к тому или иному подразделению армии. Это, по словам специалистов, позволит перейти от анонимных археологических материалов к информации письменных источников, в том числе персонифицированной, содержащей имена офицеров и генералов, воевавших под Севастополем.
Особый интерес, подчеркнули в пресс-службе, представляет находка бронзовой личной печати-матрицы с выгравированными на рабочем поле двумя буквами, – вероятно, инициалами владельца. Кроме того, обнаружены многочисленные предметы быта (ножи, ножницы, кресальные кремни, подковы), курительные трубки, фрагменты фаянсовой посуды, целые и фрагментированные стеклянные бутылки с вогнутыми воронкообразными днищами (для шипучих вин), в том числе с клеймами "London", железные кованные детали телег или двуколок, т.д.
"Полученные археологические материалы впервые позволяют уточнить состав воинских подразделений, стоявших около года в бивуаках на Мекензиевой горе в качестве заслона, не дававшего противнику перерезать стратегическую коммуникацию – дорогу с северной стороны Севастополя на Бахчисарай и Севастополь, по которой в сражающийся город постоянно подходили резервы, подвозили боеприпасы и провиант. Собрана детальная информация об организации и планировке военного полевого лагеря середины XIX века, получено представление о жизни и быте солдат и офицеров Российской армии", — подытожили в институте.