Азовская порка, или Почему НАТО не поможет Украине

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ

Киев пытается найти выход из кризисной для него ситуации в Азовском море. Однако сделать это без информационной "зрады" с каждым днем становится все сложнее. 

"Хитрый план Путина"

Украинские пограничники удерживают рыболовецкое судно с крымским экипажем
Напомним, что проблемы Киева начались с его пиар-захвата российского рыболовного судна "Норд", приписанного к Крыму. Моряков захватили в плен и обвинили в незаконном пересечении границы, пытаясь тем самым нанести имиджевый удар по России. Кремль же ответил несимметрично – российские пограничники не только увеличили время выдачи пропусков через принадлежащий теперь РФ Керченский пролив для судов, следующих в украинские порты, но и стали задерживать эти суда в Азовском море для досмотров. В итоге убытки украинской экономики от задержки грузов и нежелания грузоперевозчиков связываться с транзитом на Украину уже исчисляются миллионами долларов. Тот же Бердянский порт, по некоторым данным, потерял до 50% грузооборота. Страдают и украинские рыбаки, которым стало гораздо сложнее заниматься браконьерским промыслом – некоторые из них уже задержаны российской стороной, которая стала проявлять куда большее внимание к соблюдению закона и порядка. И, что самое интересное, у России достаточно возможностей и оснований для создания новых осложнений для Украины – начиная от разрыва соглашения о совместном пользовании Азовским морем и заканчивая вводом пошлины за проход кораблей через Керченский пролив. 

В Крыму указали на лицемерие властей Украины по отношению к экипажу "Норда"
Идеальным выходом из этого кризиса для Украины было бы откатить ситуацию в "донордовский" период, однако для этого нужно освободить как российский траулер, так и его капитана. На что Киев пойти не может по причине "эффекта колеи", в рамках которого Украина стала заложницей сделанных ею ранее политических решений и озвученных принципов. Освобождение "Норда" (крымского корабля) может позиционироваться как признание Киевом нового статуса полуострова, а в период предвыборной кампании власти на это пойти не могут. Скорее наоборот – они вынуждены и дальше идти по колее, захватывая другие российские суда, которые по недомыслию или же отчаянной храбрости судовладельцев продолжают посещать украинские порты. Так, новой жертвой стал танкер "Механик Погодин", задержанный в украинском порту на неопределенное время, и сразу же после этого Россия на какое-то время закрыла для судоходства участок российских и международных вод уже не в Азовском, а Черном море. Для учений, естественно. 

СБУ за два месяца так и не предоставила доказательств вины капитана "Норда"
Не имея возможности решить конфликт, украинские власти пытаются хотя бы доказать всем (как украинцам, так и внешним наблюдателям), что поведение России в Азовском море – это не ответ на "Норд", а часть ХПП (хитрого плана Путина) по оккупации Украины. По одной из версий, Москва занимается экономическим удушением Незалежной для облегчения дальнейшей оккупации или, как минимум, пробивания сухопутного окна в Крым. По другой – специально нарывается на вооруженный конфликт с украинскими боевыми кораблями (точнее, в лучшем случае катерами) на Азове для того, чтобы использовать это как предлог для вторжения. И для предотвращения данного вторжения Украина, по словам секретаря комитета Верховной Рады по нацбезопасности и обороне Ивана Винника, должна обеспечивать пассивную безопасность своей акватории. Например, в виде размещения береговой охраны, ракетно-артиллерийских подразделений "вблизи участков, где может быть высажен десант". 

Поддержим, но только морально

В Киеве признали: Украина не может противостоять России в Азовском море
К сожалению для Киева, сопротивление мифическому десанту никак не решает вопрос с экономическими потерями. Причем потерями не государства, а конкретных украинских олигархов, чей бизнес завязан на портах Мариуполя и Бердянска. Рано или поздно проблему придется решать, поэтому и рождаются новые инициативы, как избавиться от внимания российских пограничников, но при этом сохранить лицо. 

Одна из них – призыв на помощь западных спонсоров. Заместитель министра по вопросам "временно оккупированных" территорий (так на Украине называют российский Крым вкупе с ДНР и ЛНР) Георгий Тука заявил, что украинские власти могут обратиться в международные институты с просьбой предоставить морской конвой для безопасного прохождения украинских судов в Азовском море. Например, в Совет Безопасности ООН или в НАТО. 

За чужими спинами: Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море
На первый взгляд, это абсурдное предложение, и оно по праву было высмеяно как в соцсетях, так и в российском политико-академическом сообществе. Однако недооценивать тонкость этого предложения не стоит. Если, конечно, Киев сможет начать его реализацию.

Сначала, конечно же, пойдут в Совбез, где украинское предложение будет успешно блокировано Россией. В Москве напоминают, что имеют полное юридическое право досматривать суда в Азовском море, и Киев это право даже не оспаривает. "Мы — заложники соглашения о сотрудничестве между Украиной и Россией в Азовском море и в Керченском проливе", — поясняет спикер погранслужбы Украины Олег Слободян. А согласно этому соглашению, вступившему в силу в 2004 году, Россия и Украина могут осматривать суда, вызывающие подозрения. А что же касается опасности для судоходства в регионе, то она исходит как раз от украинских пиратов, захватывающих российские суда, но с ними Кремль может вполне разобраться самостоятельно. 

Порошенко "взрывает" Азовское море
И вот тогда Украина обратится в НАТО. Не столько за натовскими конвоями, сколько за самим фактом военно-политического вмешательства сил Альянса в российско-украинский конфликт на Азовском море.

Проблема в том, что на Западе не Турчиновы сидят – справок у них нет, а вместо этого есть очень четкое и трезвое понимание действительности. Да, в Вашингтоне и Брюсселе готовы поддержать украинскую позицию по судоходству на Азове, но поддержать лишь морально, что и делают, например, американские официальные лица. Которые по понятным причинам не готовы брать на себя какие-либо обязательства, а тем более риски. Например, в виде попытки прохода западных военных кораблей (если Турция вообще пустит их через Босфор) через принадлежащий России Керченский пролив. Со всеми ракетно-ядерными вытекающими и вылетающими. 

Так что, скорее всего, азовская порка Украины будет продолжена. Киев будет пытаться отыгрывать ситуацию во внутриполитическом аспекте, тогда как Москва продолжит наглядно и понятными для украинских политиков способами доносить до них простую мысль о недопустимости пиара за счет пиратства в отношении российских кораблей. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем