Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
Украина продолжает пожинать бурю, посеянную в конце марта захватом российского сейнера "Норд" и взятием в заложники ее экипажа. И самым пострадавшим от этой бури стал Петр Порошенко.
Дуля в ответ
Кроме того, российские пограничники досматривают суда, которые идут в украинские порты, в самом Азовском море. "Мы фиксируем с апреля этого года регулярные досмотры с целью остановки всех судов, идущих в направлении Мариупольского и Бердянского морпортов", — говорит замминистра инфраструктуры Украины Владимир Омелян. И судовладельцы меняют маршрут, ведь, по словам замдиректора Мариупольского порта Юрия Балана, каждый час задержки обходился им в 5–15 тысяч долларов. Украинские эксперты уже считают многомиллионные убытки, которые несут Бердянск и Мариуполь. И возлагают вину за это на Банковую. "Те, кто должен и имеет средства защищать экспортные пути в/из украинских портов в Азовском море, как и раньше, уже более 2 месяцев, делают вид, что ничего страшного не происходит", — возмущается Андрей Клименко.
Семь судов за сутки: Украина жалуется на досмотр Россией судов в Азове >>
Акела не может промахнуться
Казалось бы, из этой очень сложной и убыточной во всех отношениях ситуации для Украины есть очень простой выход – отпустить моряков с капитаном, освободить судно и дать Москве гарантии возвращения к status quo ante bellum. Однако, во-первых, у Кремля нет ни полушки доверия к украинским властям и – во вторых, что самое главное – Киев не обладает свободой маневра для того, чтобы принимать такие решения.
Конечно, Порошенко пытается просочиться в крайне узкий коридор возможности и отпустить моряков без потери лица. Так, россиянам уже дали понять, что в рамках компромисса готовы выпустить российских моряков как украинских граждан. "Как граждане Украины они могут спокойно вернуться домой по своим паспортам – почему они этого не делают, вопрос больше к ним", — говорит представитель фейковой киевской "прокуратуры автономной республики Крым" Егор Ребров. Капитану же вменяют нарушение двух статей УК Украины – 249 (незаконный рыбный промысел) и 332 (нарушение порядка въезда-выезда с временно оккупированной территории), и готовы его обменять на украинских террористов, отбывающих срок в российских тюрьмах. Однако Москва на такой компромисс не настроена, как и на обмен (понимая, что в этом случае будет создан прецедент, и захват российских граждан на Украине будет поставлен на поток. Кремль требует безоговорочного освобождения рыболовецкого судна и российских граждан (всех, включая капитана).
Будем минировать?
Ответ будет зеркальным: в ГД предостерегли Киев от агрессии в Азовском море >>
Возможно, в Киеве надеялись, что Россия (которой тоже будет неприятно из-за такой вот минной заморозки ушей) посчитает Украину загнанной в угол, и, от греха подальше, позволит Порошенко выйти из ситуации без потери лица. Однако россияне пока сдаваться не намерены, и на предложение гражданина Гайдука отреагировали с юмором. "Я бы ему предложил рассмотреть такую версию, чтобы не тратить взрывчатку, которой видимо не очень много на Украине, попытаться вычерпать Азовское море", — заявил глава общественной палаты Крыма Григорий Иоффе. И это правильно – Москва должна дожимать Порошенко и наглядно ему продемонстрировать, что попытка приподнять свой рейтинг за счет антироссийских акций может привести лишь к дальнейшей его просадке. Это, по-видимому, единственный реальный способ не допустить серьезных провокаций (наподобие норда) в ближайшие полгода, когда накал предвыборной кампании на Украине достигнет своего пика.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции