Ирина Алкснис
Тема, почему Украина — не Россия, а Россия — не Украина, последние годы регулярно возникает на повестке общественно-политических дискуссий. Так же, как нередко встречается мнение, что Россия — та же Украина, только с нефтью, газом и ядерным оружием.
Почему именно аэропорт, а не Крымский мост, который тоже запустят в эксплуатацию уже в самом ближайшем будущем, столь показателен?
Потому что, в отличие от моста, который является грандиозным и подчеркнуто символическим проектом национального значения, аэропорт представляет собой, по сути, обыденную деятельность страны.
Так что способность упереться и сделать — у России с Украиной как раз общая.
А вот с будничной деятельностью и ее результатами между странами впечатляющая разница.
Ведь главная особенность нового симферопольского терминала не в его уникальности, а в его обычности для России. Да, это очень важный и значительный проект, но в нем нет ничего экстраординарного.
А то, что речь шла о популярнейшем курорте, поднимало происходящее на запредельный уровень абсурда. По ставшим тогда уже привычными российским меркам ситуация выглядела просто непостижимой: как Украина могла довести ситуацию с симферопольским аэропортом до такого позорного состояния?
Однако дальнейшее погружение в тогдашние крымские реалии как раз позволило осознать ту государственно-управленческую пропасть, разделившую Россию и Украину за последние десятилетия.
А Украине так и не удалось создать подобный механизм. К слову, это явно стало не последней причиной, по которой она оказалась в своем нынешнем состоянии.
Кстати, этот опыт нашел свое отражение и в крымском общественном менталитете, где (после того как схлынула волна эйфории из-за возвращения в Россию) довольно быстро развилось очень сильное недовольство, в первую очередь в адрес местных властей, от ощущения, что на полуострове все останется по-прежнему. У людей появился страх, что в Крыму так ничего и не изменится по сравнению с украинскими временами.
В результате полуострову пришлось привыкать — и этот процесс продолжается по сей день — к тому, что перемены требуют не только ресурсов и усилий, но и просто времени: в частности, четыре года на строительство с нуля нового терминала аэропорта.
Кстати, не так уж и много, если подумать.