Промысел Божий, или Что происходит сегодня за стенами главного крымского собора

Подписывайтесь на РИА Новости Крым

Евгений Бондаренко, автор серии фильмов о полуострове "Все о Крыме"

Лишь семьдесят лет спустя было принято решение о восстановлении собора Святого Александра Невского в Симферополе, взорванного в 1930-м году. Сегодня уже поднялись над городом белоснежные стены, засияли золотом купола и разносится над городом колокольный звон.

Однако недостаточно построить храм и украсить его снаружи, необходимо также произвести отделку его интерьера. Нам удалось  заглянуть в храм и увидеть, как создаются монументальные творения, познакомиться с секретами храмового искусства и даже побеседовать с теми, кто дарит прихожанам эту красоту.

Святыни Крыма
С точки зрения словаря и православных канонов фраза "промысел Божий" неверна. Промысел – это ремесло, занятие, тогда как слово "промысл" означает мысль, идею. Божий  промысл "есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется" (преп. Иоанн Дамаскин). Однако то, о чем пойдет рассказ – идеальное сочетание ремесла и служения воле Божьей, тот самый случай, когда промысел служит промыслу Божьему.

Сегодня внутреннее пространство собора загромождено строительными лесами и напоминает огромную мастерскую. В нижней части пока темно, но сверху, через лес железных труб и деревянных подмосток, пробиваются лучи света, доносятся звуки и слышатся голоса. Чтобы оказаться наверху, нужно подниматься по узеньким железным лесенкам, пролезать в небольшие квадратные люки, цепляться за стойки и перекладины, но, чем выше, тем светлее и светлее…

В Свято-Екатерининском храме Симферополя освятили колокола
На самом верху уютно и красочно – радуют взор росписи свода купола и стен. Самые верхние фрески уже закончены, те, что пониже — пока в процессе создания. Тут же стоят подрамники с эскизами, подмости и прожекторы, огромное количество банок с красками. Используется в отделке и позолота — традиционная для русских церквей со времен Византии — символизируя царственность, вечность и небесную славу.

Перед золочением требуется тщательная подготовка поверхности – приходится наносить до семи слоев, среди которых натуральная олифа, масляная краска, масляный лак, и специальный клеящий лак – мордан, сваренный по старинным рецептам. После высыхания всех слоев, наступает самый ответственный, можно даже сказать, ювелирный процесс – золочение.

Когда держишь в руках небольшую книжечку в 60 листов, размером всего 9х9 см, чувствуешь легкое волнение. Шутка ли, книжечка эта не простая, а, в буквальном смысле, золотая! На обложке так и написано: "Сусальное золото". Между тонкими страничками еще более тонкие листочки самого настоящего золота высочайшей пробы! Всего шестьдесят пластинок, похожих на разглаженную фольгу от шоколадных конфет, общий вес которых, только представьте, всего 1,4 грамма!

А теперь давайте познакомимся с теми, кто творит такие чудеса, и узнаем, что нужно сделать, какой путь пройти, чтобы стать мастером, которому доверяют расписывать самый главный храм Республики.

Херсонес вошел в ТОП-20 самых упоминаемых музеев России
Художественный руководитель по отделке и росписи храма, а также автор самого проекта – Владимир Федорович Страшко из Сергиева Посада, художник-монументалист, член Союза художников России и Украины, доцент кафедры монументальной живописи Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова – старейшего заведения России, основанного в 1825 году. За многолетнюю работу по росписи и отделке храмов Владимир Федорович награжден орденом Святого Даниила Московского.

На счету живописца благоукрашения храмов России, Азербайджана, Италии, Испании, но он не любит их считать, тем более, выделять какой-то – все как один милы сердцу, в каждом осталась частица души.

"Не важно, какого статуса церковь, каких размеров,  где находится, – говорит Владимир. – Для живописца каждый храм по-своему дорог и любим. И лучшего среди них не бывает, потому что всегда делаешь свое дело с любовью и Богом в сердце. А иначе нельзя, иначе не получится".

На отдельных этапах отделки привлекаются разные работники. Это крымчане и те, кто приехал с материка. Главных и незаменимых помощников всего двое – позолотчик  Виктор Лазаренко из Сергиева Посада и живописец Антон Федосов из Звенигорода, Московской области. В багаже художников многолетний опыт и  роспись самых разных храмов. Так что совсем не случайно оказались они на строительных лесах под куполом Крымского кафедрального собора.

"Сколько помню себя в детстве – всегда что-то рисовал", – с улыбкой рассказывает Антон. Еще во время учебы в школе, после занятий, он бежал в школу художественную, и так на протяжении четырех лет. После окончания – художественное училище – еще пять лет. Затем работал по специальности, и, наконец, поступил в Академию, где совершенствовал знания. Итого 15 лет учебы.

Аналогичная история у Виктора – учеба, работа, пленэры, выставки, снова учеба и снова работа. Виктор – тот самый "ювелир", что украшает интерьер храма золотом.

На перекрестке миров: культурные достопримечательности Крыма
"Порой приходит мысль, что пройдут десятки, сотни лет, уйдут поколения, а храм, и то, что сделали живописцы, останется, радуя потомков. Когда думаешь об этом, в душе возникает определенное волнение", – задумчиво говорит художник.

При работе с сусальным золотом необходимо проявлять крайнюю осторожность – одно неловкое движение, и золотой листочек сомнется  или порвется. После его наклейки нужно еще тщательно выровнять края – сделать "вышпаровку". Этим ответственным делом занимается девушка с замечательной улыбкой – Алиса Павленко. Она подмастерье, но даже на эту должность не годится кто угодно. Подмастерье – это обязательно художник, причем, по призванию и, конечно, талантливый.

Алиса – дочь одного из крымских священников и чувствует двойную ответственность за свою работу.

"Золотой человек, бессребреница, истинная христианка, – отзывается о ней Владимир. – Не только свою работу делает качественно, но еще и за нами приглядывает – и мусор уберет, и порядок наведет. Не боится никакой работы".

Эксперт: Крым – это не только курорт, но и место с богатейшей историей
Поведал о своих "университетах" и сам Мастер – Владимир Страшко. В детстве у него не было возможности ходить в художественную школу, но, судьба с ранних лет расставила приоритеты. Так уж случилось, что отец мальчика был художником, и каждый день, буквально с первого класса, заставлял его рисовать.

Не удивительно, что поступление в художественное училище после школы было как само собой разумеется. Затем армия, институт – живописно-педагогическое отделение.

В "Строгановку" с первого раза не поступил. И со второго тоже. Набор на отделение монументально-декоративной живописи был всего восемь человек! А ехали со всей страны. Во ВГИК поступить было легче! Так что, студентом он стал только на третий год.

"Мечтал ли я быть художником… Сложный вопрос. Думаю, подсознательно,  я с самого начала знал, что буду им,  хотя  при этом увлекался и чем-то другим".

"Украина, не завидуй": МИД РФ отреагировал на твиты Киева о Древней Руси
Александро-Невский собор – не первое место работы мастера-монументалиста в Крыму. В начале 90-х годов прошлого века он писал свои первые в жизни иконы на центральном иконостасе восстановленного Петропавловского храма в Симферополе. В то же время Владимир успел поработать в Никитском ботаническом саду – выполнил роспись по сырой штукатурке на входной арке по сюжету "Флора и Фауна".

Таким образом, когда вновь поступило предложение из Крыма – на этот раз уже российского, да еще и о росписи такого храма, Владимир согласился не раздумывая: "Крым для меня не чужой, именно здесь началась моя творческая биография  после окончания  института. Первые выставки, вступление в Союз художников – все было здесь".

Для первого знакомства с храмом и согласования концепции проекта Владимир специально прилетел на один день из Италии, где он расписывал церковь Святителя Николая Чудотворца в русском подворье города Бари. В Симферополе ранним утром живописец осмотрел храм Александра Невского, а в 10.00 собрался совет во главе с Владыкой. Чтобы не терять времени, было принято решение сделать лишь основную часть эскизов и сразу приступить к отделке интерьера. Это было в начале 2016 года.

В Севастополе освятили храм, построенный по инициативе Андрея Кондрашова
За очень короткий срок, буквально 3-4 месяца, были подготовлены эскизы проекта – так называемая "концепция в красках". После ее одобрения Крымским епархиальными художественным советом и благословления митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем был заключен договор и началась работа по благоукрашению храма. Параллельно в Москве продолжалась разработка дополнительных эскизов.

Роспись храма началась с самого верха – свода под главным куполом и барабана, и это, пожалуй, было самым трудным этапом. Места мало, отойти, чтоб посмотреть издали, некуда. Кроме того, необходимо учитывать кривизну поверхностей, а также, брать во внимание то, что изображения, особенно лики, пишутся наверху, а смотреть на них будут снизу, под большим углом. Это, несомненно, исказит изображение. Художник должен заранее учитывать такие нюансы и намеренно растягивать картинку, компенсируя искажение при взгляде снизу.

Это невероятно сложный и кропотливый процесс, но, разве думаем мы об этом, когда приходим в храм и, задрав голову, в немом восхищении любуемся совершенством росписи его стен и сводов.

Роспись в Александро-Невском соборе: образы крымских святых, позолоченная лепка и уникальные работы под куполом
1 из 16
В настоящее время идут работы по позолоте нижнего карниза кессонных сводов кафедрального собора. Золочение элементов архитектурной лепки проводится сусальным золотом российского производства. Всего планируется покрыть золотом 235 метров элементов архитектурной лепки.
2 из 16
Работы проводятся традиционным методом масляной позолоты. Чтобы обеспечить максимальную игру света и гладкость на позолоченных элементах перед тем, как нанести сусальное золото одно место необходимо пять раз обработать различными грунтами на натуральной масляной основе.
3 из 16
На квадратный метр золочения уходит порядка 2,5 книжек (так упаковывается сусальное золото для продажи - ред.), в самой книжке 60 листов. На весь собор их понадобится около 600.
4 из 16
Чтобы позолотить ионики - лепные элементы храма с высоким рельефом - золото необходимо резать на мелкие кусочки и обтягивать ими орнамент. Это довольно трудоемкий и длительный процесс.
5 из 16
К примеру, за один рабочий день мастер может позолотить всего метр такого карниза. А его общая длина – 90 метров.
6 из 16
Некоторые элементы золочения мастерам приходилось делать в два раза дольше. К примеру, в некоторых местах приходилось работать лежа, что увеличило и время золочения – вместо одного месяца на это уходило 2.
7 из 16
Росписью барабана (пространство под куполом собора - ред.) Александро-Невского собора занимается команда из 4 человек. Здесь по колоннам сделана имитация мрамора, а в балюстрадах будет изображено 12 Ветхозаветных образов праотцов и пророков. Эскизы уже утверждены, работы по росписи начнутся после Пасхи, сразу по завершению работ по золочению.
8 из 16
Архитектура собора такова, что не все выбранные образы и композиции подходят, их приходится трансформировать под существующую архитектуру. Так, к примеру, приходится вытягивать фигуры (на 20-30 см) и менять пропорции тела образов.
9 из 16
Владимир Страшко – автор и художественный руководитель проекта. Росписью храмов он занимается порядка 30 лет. Его первой храмовой работой стала икона в центральный иконостас Петропавловского собора в Симферополе. Она до сих пор находится там.
10 из 16
Работа над образами купола кафедрального собора довольна щепетильна. Чтобы прихожане видели полноценные фигуры, а не сплющенные образы, их пришлось удлинить, изменить пропорции частей тела. За четыре месяца образы уже трижды переписывали.
11 из 16
Святые на куполе изображены группами. Центральный образ Спасителя возвышается над всеми. Прихожанин, вошедший в храм, прежде всего увидит образ Иисуса Христа.
12 из 16
Все лики святых, запечатленные на куполе собора, имеют отношение к крымской земле. Роспись купола делится на три яруса. Из-за лесов художники работают "вслепую", дополняя уже написанные сюжеты.
13 из 16
Куполов с такой композицией и набором святых в России нет, утверждает Владимир Страшко. Все фигуры изображены в ракурсе: головы святых подняты к Иисусу Христу. Найти фотографии или иконы с таким изображением святых невозможно. Поэтому художникам приходится проявлять профессионализм.
14 из 16
Сложнее всего, признается автор, написать руки святых. Потому что их жесты не иконизированы и должны выглядеть естественно. Руки пишутся с натуры, художники фотографируют жесты реальных людей и переносят их на образы.
15 из 16
Первые леса в Кафедральном соборе планируют снять в мае.
16 из 16
Закончить работы по росписи купола и барабана Свято-Александро-Невского кафедрального собора планируется до конца этого года. Затем художники приступят к росписи и золочению алтаря и центрального нефа собора. Тогда же разберут часть лесов, и прихожане смогут лично оценить мощь проделанной работы мастеров.
"Роспись Собора Святого Александра  Невского – знаковый  и одновременно желанный для нас проект, – добавляет Владимир. –  Воссоединение Крыма с Россией, – говорит Владимир, – знаменательное историческое событие, и мы в какой-то мере чувствуем себя причастными  к нему".

Сегодня множество людей самых разных профессий трудятся на благо полуострова: одни строят Крымский мост и трассу "Таврида", другие – тепловые электростанции и новый аэропорт, а кто-то возрождает памятники истории и  культуры, традиции крымчан, в том числе, на примере Александро-Невского собора.

Осталось совсем немного ждать, когда будет полностью восстановлен храм – не только как кафедральный собор, но и как прекрасный образец архитектуры. Скоро воссияют святые лики на его стенах, как немой укор и, одновременно, торжество справедливости. Но, зайдя в храм, не забывайте также о тех, кто создает эту красоту, о том, как это дается и чего стоит ремесло, что с давних пор верно служит промыслу Божьему.

Рекомендуем