СИМФЕРОПОЛЬ, 26 фев — РИА Новости Крым, Алина Богадица. Леонид когда-то жил как все: ходил на работу, ездил в командировки по всему СССР, растил двоих детей и исправно платил за квартиру. Сегодня он живет под елью в самом центре Симферополя и, как он сам говорит, "ждет смерти". Полтора месяца назад "просто Леня", как называют его все в округе, еще работал дворником, но уже тогда жил на улице. Ссора с начальницей окончательно подкосила его финансовое положение и здоровье.
Почему пожилой человек оказался бездомным, узнал корреспондент РИА Новости Крым.
Роковая ошибка
"У меня одна мечта – Абдал (симферопольское кладбище – ред.). Смерти я не боюсь, не думаю, что переживу эту зиму. А какой смысл в жизни?", — говорит отчаявшийся 62-летний мужчина.
Леонид начинает рассказ о себе с 2001 года, когда только приехал в Крым из Херсонской области. Из-за безработицы он оставил там однокомнатную квартиру и семью. Проживая на полуострове, почти не общался с родными. От своих знакомых пенсионер изредка узнавал о важных событиях из жизни детей, а теперь еще и внуков. Чем хуже становилось его положение, тем меньше он давал о себе знать.
"У меня двое детей: сыну 37 лет, дочери — 30. У меня с сыном отношения не сложились. А если бы дочь узнала, в каких условиях я живу, она бы приехала и забрала меня. Я не могу просить их о помощи… Мне стыдно, мне очень стыдно".
"Просто Леня" осознает, что никогда не увидит своих детей и внуков, а решение бросить семью называет ошибкой, которую теперь уже не исправить.
Об отношении к бездомным
Три недели назад здоровье Леонида сильно ухудшилось. Своего коллегу-дворника он попросил вызвать скорую помощь. Медики померяли давление, сделали ему укол, а когда узнали, что он бездомный – отвезли в Республиканскую клиническую больницу им. Семашко. В больнице бродягу приняли, но уже через пару часов он покинул медучреждение. Леонид считает, что заслуживает более качественного медицинского обслуживания, несмотря на свой статус.
По наблюдениям бездомного пенсионера, половина горожан относится к таким как он с презрением и ненавистью. "Правда, где-то 25% жалеют меня, а некоторые даже приносят поесть".
Во время беседы со стариком было заметно, как у него дрожат руки. Оказалось, что он не ел четвертый день, но идти попрошайничать не хочет, да, говорит, и не умеет. "А что делать? В могилу же живым не полезешь", — объясняет Леонид.
Мужчина признается, что употребляет алкоголь для согрева в морозные дни, но это бывает не часто. Он видит, как другие бездомные ищут остатки алкоголя в мусорных баках, чтобы выпить, но сам так не делает, так как считает такое поведение "низким".
Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, Леонид сохранил паспорт гражданина Украины, который всегда носит при себе, чтобы не потерять. Несколько лет назад он предпринял попытку вернуться домой, но въезд на родину ему запретили. Какие проблемы возникли на границе с Украиной, бездомный объяснить не может. У него даже был мобильный телефон, но недавно его украли. Иностранцем Леонид себя все равно не считает, потому что его отец — коренной крымчанин, рожденный в Керчи.
От завхоза до бомжа
Леонид когда-то получил неполное среднее образование и не чувствовал себя бесполезным. За свою жизнь он освоил множество профессий.
"Кем я только не работал: водителем, трактористом, завхозом, начальником мехотряда. Сначала все хорошо складывалось. В 80-е годы в Москве жил, служил там. Когда женился, отец подарил мне "Жигули". Но потом теща сказала: "Зачем тебе эта Москва?" и я вернулся на Херсонщину. В Новой Каховке работал в снабжении. Потом всю западную Украину объездил, Белоруссию, Россию, Татарстан, Молдавию. В Казань на заработки ездил", — вспоминает бездомный пенсионер.
В Симферополе Леонид не раз обращался в Центр занятости, где ему помогали трудоустраиваться охранником, рабочим консервного завода имени 1-го Мая, дворником на предприятии "Чистый город". Заработанных денег хватало на аренду квартиры.
После возвращения Крыма в состав России мужчина стал иностранцем и уже не смог официально трудиться – работодатели не хотели принимать украинца без трудового патента.
Некоторое время он жил в селе Чистенькое под Симферополем, где за тарелку супа, пачку сигарет и ночлег пас баранов. В какой-то момент мужчина захотел вернуться к прежней жизни и попытался устроиться дворником. В ЖЭКе его приняли на работу без российского гражданства. Однако этих денег не хватало на аренду жилья. Мужчина признается, что готов на любую работу, только силы покидают с каждым днем от жизни на улице. "Порой не остается сил выбраться из шалаша под елкой", — говорит Леонид.
После закрытия в 2013 году приюта для бездомных в Симферополе на улице Училищной, в крымской столице не осталось действующих домов ночного пребывания. Поэтому теперь без помощи общественности доживать Леониду придется под елкой.
Корреспондент РИА Новости Крым предложила Леониду помощь в розыске его семьи на Украине, однако бездомный убедительно попросил этого не делать, так как "не желает видеться с родственниками".