СИМФЕРОПОЛЬ, 25 янв — РИА Новости Крым, Алексей Вакуленко. Наверное, такой картины побережье Евпатории не знало ни до 1972 года, ни после. И вряд ли узнает в ближайшем будущем. От причала, расположенного вблизи памятника морякам-десантникам скульптора Николая Брацуна, отошел небольшой прогулочный теплоход, пока на берегу шли съемки художественного фильма "Плохой хороший человек". В этот раз авторы экранизации чеховской "Дуэли" снимали эпизод, в котором зоолог Николай фон Корен делает упражнения с гантелями. Его роль исполнял поэт и актер Владимир Высоцкий, чье 80-летие отмечается в четверг.
Викторина. "И я лечу туда, где принимают". Что связывало Высоцкого и Крым? >>
"Внезапно над тихим сияющим морем загремел голос Высоцкого — это на судне, узнав о его присутствии на берегу, на всю катушку врубили трансляцию, — вспоминал позже работавший на картине осветителем Сергей Жолудев. — Наша группа невольно замерла. Высыпавшие на палубу пассажиры всматривались в берег, пытаясь разглядеть фигуру певца. Они размахивали руками, приветствуя его, а затем и теплоход дал три протяжных гудка, салютуя Высоцкому. До сих пор сдержанный, тот улыбнулся и помахал рукой уходящему с его песнями кораблю".
К юбилею Владимира Высоцкого РИА Новости Крым рассказывает о местах на полуострове, которые хранят в себе память о выдающемся русском поэте и артисте.
Не менее пронзительным оказалось завершение съемок возле рыбзавода, которое врезалось в память режиссеру картины Евгению Татарскому (постановщиком был Иосиф Хейфиц). "В этот вечер мы уезжали в Симферополь, чтобы оттуда перелететь в Гагры — в Адлер. Может быть, уже уложили чемоданы, такое у меня осталось ощущение. Наконец: "Стоп! Все! Закончили!" — и тут выскакивают какие-то девушки и мужики, несут три огромных ящика рыбы. Такой рыбы я ни до, ни после не видел. Громадные лососи (на самом деле они назывались "кефаль копченая") складывались у ног Высоцкого. Не помню, как к нему обращались: "товарищ Высоцкий", "Владимир Семенович" или "Володя" — а может быть, никак, может, в третьем лице, — но помню совершенно умиленные лица этих девочек и ящики у его ног: "Это вам!" Он смутился: "Да что вы? Да куда же, как же?!" И к нам: "Ребята, вы это все забирайте с собой в Пицунду. Я потом приеду, тоже попробую". Это были необыкновенные рыбины, которые мы не могли съесть в течение полутора месяцев нашей экспедиции в Гаграх". В декабре 2016 года в Евпатории на улице Караимской, где снималась картина, установили мемориальную доску Владимиру Высоцкому.
Во время съемок поэт написал песню "Черные бушлаты". Вероятно, этому благоприятствовали съемки вблизи памятника героям-десантникам. К тому же его дядя и тетя участвовали в другой легендарной, связанной с Крымом десантной операции во время Великой Отечественной войны — Керченско-Эльтигенской.
Вообще, Крым вдохновил Высоцкого не на одну песню. Крымчане могут гордиться, что первые свои композиции — "Татуировка" и "Красное, зеленое…" — он написал летом 1961 года в Севастополе, считает исследователь жизни и творчества поэта Марк Цыбульский. В город русских моряков артист прибыл для съемок в фильме Феликса Миронера "Увольнение на берег". Однако сам автор признавался, что написал "Татуировку" в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), где также проходили съемки фильма. По словам вдовы второго режиссера картины и друга поэта Левона Кочаряна Инны Кочарян, в июле 1961-го в Севастополе же прошла первая запись песен Высоцкого на бобинный магнитофон "Днепр", купленный четой накануне в одном из севастопольских магазинов. Увы, запись, которая сегодня считалась бы эпохальной, не сохранилась.
Что же касается кинопроцесса, то он был насыщен приключениями. "Однажды Высоцкого и других артистов забрали на гауптвахту: в перерыве съемок они в полной морской форме вышли купить газировку и не отдали честь патрулю… — вспоминает Марк Цыбульский, отмечая, что съемки проходили на борту крейсера "Михаил Кутузов". — В другой раз Высоцкий не заметил настоящего — не киношного — адмирала и сунул грязную швабру прямо в его белоснежный китель. Адмирал чуть не задохнулся от гнева, но узнал артиста, так что до гауптвахты в тот раз не дошло".
Через 15 лет, в 1976 году, уже известный всему Союзу Высоцкий снова приехал в Севастополь на гастроли. Как вспоминал один из организаторов концерта, после поступления в продажу "все билеты были проданы в течение полутора часов, ведь на афише появилось имя Высоцкого!". По словам зрителей, билет на выступление барда в Матросском клубе стоил всего 2 рубля. Для сравнения: в то время на эти деньги можно было купить два десятка куриных яиц. "Володя начинал так, как будто говорил с самыми родными по духу, умными, тонкими, начитанными, знающими людьми, и это… Я не знаю… черт… не то, что это завораживало как-то, гипноз какой-то. Нет… этот самый разношерстный зал внимал и понимал… не знаю, все ли? Но понимал то, что говорил Володя", — описывал севастопольский концерт его участник, друг Высоцкого, артист Всеволод Абдулов.
Мединский: одна из улиц Москвы заслуживает имени Высоцкого >>
Снимался Владимир Семенович и в Ялте в художественном фильме Виктора Турова "Я родом из детства". К сожалению, снятые на рубеже 1965-1966 годов крымские эпизоды с танкистом Володей, которого играл актер, в ленту не вошли. Летом 1966-го Высоцкий дал в Ялтинской филармонии концерт. Высоцковеды отмечают, что тогда, пожалуй, в первый и последний раз он пел под аккомпанемент чужой гитары (не считая записей для пластинок). По воспоминаниям аккомпаниатора, концерт прошел "на ура".
Сохранилось свидетельство и о концерте в Симферополе. "Мне удалось установить, что в начале 70-х Владимир Семенович выступал в так называемом "Красном уголке" механизированной колонны №63 в пригороде Симферополя — поселке Грэсовском — по приглашению начальника колонны Зайдмана, — рассказал бард Владимир Грачев. — Это был частный концерт, без афиш и билетов. Времена были социалистические, и подобные неофициальные мероприятия, мягко говоря, не приветствовались. На этом концерте присутствовала и работавшая тогда в этой же мехколонне бухгалтером Маргарита Нерсесьян, поведавшая мне о том давнем концерте".
Сотрудники расположенного теперь в здании предприятия устроили в "Красном уголке" экспозицию, посвященную поэту. На самом здании установлена памятная доска. Добавим, что в 2014 году в крымской столице на улице Набережной открыли бюст Высоцкого, позже вокруг памятника благоустроили сквер имени поэта.
Надо сказать, что именно в Симферополе в кинотеатре "Космос" в далеком 1983 году открылась первая в СССР фотовыставка "Я, конечно, вернусь", посвященная памяти артиста. Она экспонировалась пару дней — 24 и 25 июля, пока вечером того же дня местные власти ее не закрыли. Официальная формулировка гласила, что такая экспозиция не уместна в канун 80-летия II съезда РСДРП, открывшегося 30 июля (по новому стилю) 1903 года в Брюсселе и продолжившегося в Лондоне. По словам автора выставки Анатолия Тавровского, впоследствии до начала 1991 года он выставлял ее в различных населенных пунктах Крыма. "За это время, по моим самым скромным подсчетам, ее посмотрели 500 тысяч человек", — отметил Тавровский.
В конце 1960-х в эпизодической роли в Крыму артист снялся в фильме Станислава Говорухина "Белый взрыв". Снимали недалеко от Ангарского перевала, под склонами горы Эльхк-кая (Кудрявая Марья). По дороге к месту съемок консультант картины и друг Высоцкого Леонид Елисеев, находившийся за рулем авто с Говорухиным, Высоцким и Мариной Влади внутри, совершил запрещенный обгон. "И в этот миг увидел, что, перекрывая мне дорогу, на шоссе из укрытия выскочил инспектор ГАИ с вытянутым вперед жезлом. Прижимаясь к правой обочине, торможу, и тут — удар, скрежет… И мы видим как, сознательно задевая мою машину, сминая заднее крыло, уезжает обогнанный грузовик, — вспоминает Елисеев. — Инспектор с агрессивным видом взял права и документы на машину. Володя и Слава, принимая вину на себя, объясняли, что мы опаздываем на съемку. Инспектор перебирал мои документы, а сам, слушая Володю, думал не о них. И тут Слава что-то сказал ему, показав на Марину, которая вместе со мной взволнованно прохаживалась у машины. Гаишник со стеснительной улыбкой долго смотрел на нее исподлобья, а потом, как бы колеблясь, протянул Славе документы. Мы сели в машину и с небольшим опозданием добрались до места съемок".
Излюбленным видом отдыха для Высоцкого были путешествия на круизных кораблях по Черному морю. Курсируя по Крымско-Кавказской туристской линии от Одессы до Батуми, суда заходили в крымские порты — Алупку, Ялту, Алушту. "Возможно, были заходы и в Феодосию, но достоверно мне это пока неизвестно", — отмечает биограф поэта Марк Цыбульский.
Тем не менее на окраине Феодосии есть улица имени Высоцкого. Также в Крыму его имя носят улицы поселков городского типа Массандра (Большая Ялта) и Ленино (с 1987 года!). В годы перестройки инициатором переименования улицы имени Николая Чернышевского в поселке Ленино в улицу Владимира Высоцкого выступил тогдашний руководитель Ленинского района электрических сетей Виктор Плакида. Улица в числе первых в Советском Союзе стала носить имя поэта и актера. А первая в мире улица Высоцкого появилась в феврале 1987 года в городе Нетишин Хмельницкой области на Украине. В настоящее время на планете насчитывается около четырех десятков улиц, которые носят имя поэта.
Известно, что артист отдыхал в Доме творчества писателей в Коктебеле, который в настоящее время входит в городской округ Феодосия. "Стоящий над отвесом небольшой отряд показал на паренька, который сидел, свесив в пропасть ноги в альпинистских ботинках. Тот помахал рукой жителям бухты. Одна девушка внизу почти мгновенно догадалась: "Да ведь это же Влад Вертикалов из "Таганки"!" Все население — а их было не менее тридцати душ к данному моменту — возопило: "Ура! Даешь Вертикалова!" Не прошло и десяти минут, как этот самый ВВ завис над Львиной на спусковом канате. Благодаря некоторому вращению Влада вокруг своей оси было видно, что за плечами у него приторочена гитара в футляре", — так в своем последнем романе "Таинственная страсть", имеющем мемуарную основу, описывает Василий Аксенов гуляющего по Коктебелю героя, прообразом которого стал Владимир Высоцкий.
По воспоминаниям коктебельцев, с гитарой поэт на отдыхе и вправду не расставался. А творческие вечера под открытым небом, во дворе корпуса, где он гостил, иногда заканчивались далеко за полночь.
Возможно, именно в Доме творчества и повстречала его крымский журналист Людмила Брусова (увы, ныне покойная). "Я сначала не узнала его, — приводит по памяти слова Брусовой ее собеседник, поэт из Евпатории Николай Столицын, кому она поведала о своей встрече с Высоцким в одном из крымских пансионатов. — Улыбку увидела. Очень такую… светлую. И не могла понять, почему все смотрят ему вслед и перешептываются. Кто такой? Откуда? Весь персонал относился к нему с нежностью. Но в лицо — только Владимир Семенович. Строго так! А уйдет — выдыхали: "Володя. Наш Володя". Просили петь — не артачился. Не отказывал никогда. Особенно, если погода хорошая. И в небе — солнце, и в голосе. В улыбке".