СИМФЕРОПОЛЬ, 16 янв – РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину свободу вероисповедания, независимо от того, в какой жизненной ситуации оказался человек. Корреспонденты РИА новости Крым побывали в исправительной колонии №1 в Симферополе и следственном изоляторе, чтобы выяснить как соблюдается это право, как заключенные и арестанты молятся, совершают намаз и как администрация исправительных учреждений поддерживает ставших благодаря религии на путь исправления.
Мечеть за колючей проволокой
Сервер Меметов, осужденный из второго отряда и одновременно имам мечети исправительной колонии №1, отсидел три года. Впереди еще четыре. Как он сам говорит, "осенью уже буду спускаться с горы" (отбыл ровно половину срока — ред.). Мужчина показывает святилище – небольшая и ухоженная мечеть устлана коврами, под ними – теплый пол, чтобы осужденным было удобно совершать намаз.
"У нас есть графики перемещений, но все молитвы мы совершаем в мечети, доступ сюда нам открыт. Нас никто ни в чем не ущемляет, у нас в течение суток пятикратный намаз. В исламе два главных праздника: Курбан Байрам и Ураза Байрам. В эти дни к нам приезжаем имам Симферополя Мухаммед агъа. Он привозит нам сладости, поздравляет. Утром мы проводим молитву, все в соответствии с шариатом. Привезенные сладости мы раздаем осужденным, исповедующим ислам, а также инвалидам и больным из санчасти. Там мы не выясняем, исповедует ли человек ислам — просто делимся", — рассказывает Сервер.
В дальнейшем мужчина хочет связать свою жизнь с религией, и, как ни странно, с исправительной колонией. "У меня пока духовного образования нет, но по освобождению я планирую его получить. После я хочу добиться того, чтобы у меня был доступ на территории колонии, чтобы была возможность общаться с людьми, давать им надежду. Я каждому заключенному желаю освобождения, говорю о том, что нас дома ждут родители, семьи, и постоянно подталкиваю к тому, чтобы выйти по УДО (условно-досрочное освобождение — ред.)", — поделился Сервер.
В ИК-1, как и во всех учреждениях системы исполнения наказаний Республики Крым, из меню осужденных полностью исключена свинина. Используется только говядина.
Исправительная "школа"
Буквально в двух сотнях метров от мечети стоит небольшой православный храм. На пороге корреспондентов встречает староста – Валентин Крылов, который провел в ИК-1 уже больше трех лет. Еще до того, как попасть в колонию, он состоял в протестантской церкви, закончил библейский институт (протестантское религиозное учебное заведение — ред.), но совершил преступление и попал в места лишения свободы, где принял для себя решение исповедовать православие.
"Удивительно, что на территории колонии есть храм и мечеть. Но тяжело, ведь часто встречаются духовно не просвещенные люди. Но тяжесть нахождения здесь и тяжесть преступления ведет их к чему-то высшему. По мере тех сил, которые Бог мне дал, я стараюсь помогать. Врачи говорят: "я бессилен, дальше – Бог". Вот и мы приходим в такое место, где мы бессильны, и только Бог нас может поддержать", — говорит Валентин.
"Суд выносит приговор, а душа благодаря вере получает прощение. До того, как я пришел сюда, я был отвратительным человеком, алкоголиком… Я совершил преступление, и уже потом пришел к Богу. С ним тюрьму уже не называешь тюрьмой, а называешь школой", — поясняет Валентин.
После освобождения, староста храма планирует устроиться на работу в реабилитационный центр. "Я прошел христианский реабилитационный центр. И после отбывания срока хочу вернуться туда, помогать людям, оказывать помощь наркоманам, алкоголикам и бомжам, чтобы они могли вернуть себе человеческий образ", — делится осужденный.
Новая жизнь заключенных
"На территории колонии построены православный храм и мечеть. Согласно распорядка дня осужденные могут посещать данные сооружения для исполнения религиозных обрядов", — говорит Максим Романов, уточняя, что мечеть постоянно посещают порядка 30 мусульман, а православный храм – около 50 православных.
13 лет по колониям
Протоирей Роман Цуркан, помощник начальника УФСИН по Республике Крым и городу Севастополю по работе с верующими, постоянно посещает исправительную колонию и Следственный изолятор, где также есть молельная комната для православных.
"Религия мотивирует человека стать на путь исправления. Самая большая радость – видеть человека, который действительно изменил свою жизнь в лучшую сторону. На Рождество мне из Пскова позвонил человек, который отсидел два срока по 10 лет. Его я давным-давно крестил в одной из тюрем. После отбытия срока он ушел в монастырь и уже около 10 лет находится при монастыре. За 13 лет служения в тюрьме таких случаев, к счастью, много", — рассказывает протоирей.
Свою работу он не считает особенной. "Некоторые думают, что работа в тюрьме — это плохо, это грязь. Но мне мой первый наставник сказал: "в тюрьме очень много Христа", — говорит священнослужитель.
Святость не в бороде
"Я 11 лет хожу к заключенным ИК-1. Там созданы все условия, чтобы человек, исповедующий ислам, мог совершать намаз, никто не препятствует проведению пятикратной молитвы. Заключенные могут в священный месяц Рамазан держать пост, и администрация этому не мешает", — говорит Мухаммед Исламов.
По его словам, нет ничего противоестественного в том, что от лиц, попавших в места лишения свободы, требуют сбрить бороду.
"Человек должен понимать, где он находится. Это исправительное учреждение, где действует режим, где есть нормы внешнего вида. Кроме того, ношение бороды – это желательное по мере возможности. Есть возможность отпустить бороду, ухаживать за ней, держать ее в опрятном виде – это приветствуется, но если такой возможности нет – на человеке греха тоже нет. Святость не в бороде, святость в сердце человека и его помыслах", — говорит помощник крымского муфтия.
Согласно данным ФСИН России, на 1 января 2018 года общее количество заключенных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исправительной системы, составляло более 600 тысяч человек. Из них 494 тысячи отбывали наказание в 713 исправительных колониях, а 104 тысячи — содержалось в следственных изоляторах.