Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС
12 января в 24.00 будет подведена черта под списком кандидатов, которым разрешено участвовать в кампании по выборам президента РФ. Соответственно, кампания эта входит в следующую фазу, в ходе которой кандидаты должны будут собрать подписи избирателей в свою поддержку. На это им дается почти месяц.
С другой стороны, сама формула предстоящей избирательной кампании уже вполне понятна.
За интригами кампании лучше всего следить в социальных сетях. С моей точки зрения, социальные сети дают более адекватную картинку выборов, уж поскольку в них мы видим мнение не журналистов, но рядовых избирателей, причем определенным образом "таргетированных".
По сути, формула предстоящих выборов задана вот этой тройкой: в центре — действующий президент, справа от него — кандидат от либералов, слева — кандидат от КПРФ.
Все остальные кандидаты по факту фактически "погреться вышли" в лучах славы, при всем моем уважении к большинству из них.
Вообще все кандидаты в президенты России еще с 1996 года делятся на четыре основных категории.
Вторая категория кандидатов – "выдвиженцы по зову сердца". На стадии сдачи документов кандидатов в ЦИК, к этой категории можно было отнести разве что Ирину Волынец, но ей было отказано в регистрации.
Третий тип кандидатов – "попросили в высоких кабинетах". К ним я бы отнес Ксению Собчак, Бориса Титова и Максима Сурайкина.
Наконец, четвертая категория выдвиженцев — фрики. То есть, это, быть может, замечательные люди, выдающиеся бизнесмены, профессиональные крановщицы, журналисты, известные и не очень общественные деятели, поэты-певцы-актеры и прочие, которые в кампании по выборам президента явно лишние уже потому, что воспринимают серьезный, в общем-то, политический процесс, в качестве повода лишний раз пропиариться, собрать баблосики или же решить какие-то еще свои личные проблемы. К ним я отношу всех тех кандидатов, которые не попали в первые три категории.
По факту, в нынешнем году повторится ставшая уже классической трехчленная формула избирательной кампании (правые-левые-центр), и это – свидетельство того, что итоги голосования 18 марта с.г. абсолютно предсказуемы.
Автору этих строк, как участнику (в том или ином качестве) всех федеральных избирательных кампаний в России, начиная с 1990 года, хорошо известна технология определения победителей выборов любого уровня задолго до голосования – уже с момента их регистрации. Понятно, что основана она не только на данных социологических замеров, но также на оценке ресурсов кандидатов и потенциала их избирательных штабов, анализе различных факторов, способных повлиять на настроения избирателей накануне выборов, и т.п. Так вот, по состоянию на 12 января с.г., то есть на момент закрытия списка выдвиженцев, будущий итоговый результат уже предопределен. Можно также со стопроцентной уверенностью утверждать, что никаких неожиданностей в ходе предстоящих выборов президента России не будет.
От смены фамилии представителя КПРФ, выдвинутого на пост главы государства, сумма голосов в его поддержку, в принципе, не изменится. Так, по итогам прошлой кампании кандидат от Компартии, Геннадий Зюганов занял второе место, набрав 17,18% голосов избирателей, примерно такого же результата (чуть большего – с учетом новых обстоятельств) может добиться в этом году и Павел Грудинин. При этом смена всего лишь одной персоны в списке выдвиженцев от парламентских партий, сразу же внесла в предвыборную кампанию определенную интригу, поскольку и противники "левого" кандидата, и его сторонники, в предвкушении "непредсказуемого" результата, устремляются в бой, так или иначе способствуя росту явки населения на избирательные участки.
Замечу также, что подаваемый КПРФ "альтернативный" власти кандидат оценивается экспертами не столько как конкурент Владимира Путина, сколько как лидер из "новеньких", призванный то ли подставить действующему президенту плечо в поствыборной перетряске закосневших элит, то ли стать его преемником. Отсюда и разного рода предположения по поводу того, что Грудинин может набрать в ходе кампании "неожиданно много" голосов в свою поддержку.
В представлении Хазина обе эти посылки складываются в силлогизм с выводом о том, что кандидат от КПРФ станет фаворитом предвыборной гонки, но чтобы он и впрямь не победил на президентских выборах, ему предложат возглавить Правительство РФ.
С моей точки зрения, даже если Грудинину и предложат в итоге какой-нибудь министерский портфель, то не потому, что он покажет в ходе выборов какой-то выдающийся результат. Зависимость тут обратная: само его участие в президентской кампании есть условие возможного будущего высокого назначения. (Согласно высказанному выше тезису о выборах как механизме легитимации влияния тех или иных групп).
Словом, демонстрационное "полевение" правящих элит в ходе кампании по выборам президента страны и после неё станет базовым политическим трендом в России в текущем году.
Официальное "полевение" власти позволит ей – путем интеграции в свои ряды Павла Грудинина и некоторых представителей его команды – снизить в стране градус протестных настроений, что очень важно в ситуации нарастания внешнего давления на российское руководство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции