СИМФЕРОПОЛЬ, 7 апр – РИА Новости Крым, Наталья Леонова. Назвать Крым передовым цифровым регионом у большинства крымчан язык вряд ли повернется. Неудивительно, учитывая "теплые" отношения подсанкционного полуострова с большинством международных электронных платформ и даже российских интернет-сервисов, не желающих из-за Крыма попадать в санкционные списки. Поэтому они в Крыму либо просто не работают, либо без VPN и Proxy даже не открываются.
Когда во время досрочных каникул только начинали обсуждать введение на полуострове дистанционного образования, к успеху предприятия многие отнеслись заранее скептически: в некоторых населенных пунктах интернета еле хватает, чтобы в мессенджер залезть – что уж говорить о многочасовом процессе просмотра и загрузки заданий и домашних работ.
Поэтому, в общем, мало кто удивился тому, что запущенная в понедельник система дистанционного обучения забуксовала на самом старте. Вот только учиться все равно как-то нужно: школу в целом и ЕГЭ в частности никто не отменял.
Что именно мешает крымским школьникам учиться дистанционно и с какими недостатками системы уже столкнулись и ученики, и учителя, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.
Как и чему учили в Крыму сто лет назад >>
Вместо первого урока – большой глюк
"Произошла ошибка в работе системы. Попробуйте обновить страницу позже": тысячи таких сообщений ввергли в уныние всю систему регионального школьного образования.
"Неделю назад, когда только пробовали, как это работает, все загружалось, - рассказывает жительница одного из крымских поселков Валентина, контролирующая домашнее обучение внучки-второклассницы. – А сегодня сайт постоянно висит: не загружаются ни тесты, ни задания, которые там выставляют".
Когда подключиться не получилось у детей, в бой вступили родители. Когда же не получилось и у родителей, виртуальные классы и родительские чаты накрыла паника перед лицом неизведанного.
"Дети начали переживать. Особенно когда, например, тест по математике состоит из десяти заданий, которые надо сделать на время – а загружаются три-четыре, да и те все время глючат, а время теста идет, - поясняет Анна, молодой учитель одной из крымских школ. – В итоге время вышло, задание не засчитывается. Разумеется, балл автоматически снижается".
Ненамного лучше дела обстоят и с письменными заданиями, фотографии которых ученики должны загружать в свои электронные дневники: по словам многих родителей, отправлять фотоотчеты система категорически отказывается. Самые большие трудности электронная школа испытывает в привычные утренние часы.
"Работать на портале получается или совсем рано, около шести утра, до того, как заходят все, или совсем поздно, - делится учитель-предметник Людмила. – Я скидываю задания после одиннадцати вечера: вот тогда все летает. Но я привыкла поздно ложиться, а родители и дети жалуются. Я в таких случаях позволяю тем, у кого не получается скачивать задания, выполнять задания по учебнику".
В Крыму рассказали о зарплатах учителей >>
А будут ли выпускники?
В связи с потерей одной нерабочей недели и вынужденным переходом на дистанционное обучение ЕГЭ и ОГЭ для 11-х и 9-х классов предварительно передвинули с конца мая на начало июня. Впрочем, многим и это вряд ли поможет: тут бы с обучением для всех разобраться, что уж говорить об отдельных факультативах для выпускников.
По мнению Людмилы, готовящей к ОГЭ три девятых класса, переход на "дистанционку", конечно, осложнит школьникам жизнь, но не критично.
"Сейчас у нас осталась последняя тема из девятого класса, а потом должно быть повторение. В принципе, большую часть заданий мы с ними уже разобрали в течение года, - подводит она итоги года. – Тем, кто учился с самого начала, будет легче подготовиться за оставшееся время. А тем, кто откладывал все на последний месяц, уже вряд ли удастся все нагнать".
По-разному относятся к грядущим экзаменам и родители учеников.
ВКонтакте, в Viber или по-старинке?
Неприятным сюрпризом для многих родителей стало то, что виртуальное обучение практически исключило контакты с учителями.
"В этом электронном дневнике у нас нет ни видеолекций, ни уроков, есть просто, грубо говоря, домашнее задание. Если возникают вопросы к учителю, непонятно, как обращаться. Классный руководитель сказал, что можно передавать вопросы через нее, но как это будет сделано и когда ребенок получит ответ, непонятно, - жалуется Ольга. – Обратной связи нет, никаких чатов тоже. В принципе, оно и понятно: в классе 30 учеников – в интернете это будет просто базар".
В условиях интернет-неопределенности решающим оказывается человеческий фактор.
"Есть учителя, которые просто говорят "ваши проблемы – решайте сами, у нас и так работы хватает". А есть учителя, которые стараются с ребенком, если что-то непонятно, контактировать лично, в соцсетях, в любом из мессенджеров, - перечисляет Анна. – По-другому просто нельзя, иначе те же выпускники просто не сдадут ЕГЭ".
Попытки проводить онлайн-трансляции или конференции в скайпе или других приложениях себя не оправдали: полноценный класс, в котором больше двадцати человек, а уж тем более целую параллель, системы не выдерживают.
"Мне проще: я пару лет назад сделала специально для себя образовательный сайт. Вот он теперь и пригодился: сбрасываю туда презентации с материалом, к ним буду записывать видеокомментарии. Получается подобие урока, - делится лайфхаком Людмила. – Многие учителя делают по-другому: присылают классному руководителю задания в печатном виде, а классный уже рассылает ученикам. Если бы работала полноценно электронная система, было бы здорово: там есть и уроки, и конспекты. Но она зависает. И приходится изобретать самим кто во что горазд".
Есть и противоположный взгляд на вещи.
"Проблема в том, что дети не могут сидеть круглосуточно в телефонах и компьютерах, родители начинают жаловаться, что это вредно для здоровья, - поясняет Анна. – Поэтому мы стараемся сократить объем интернет-материала и просто советуем: откройте учебник на странице такой-то, прочитайте от сих и до сих. Если возникнут вопросы, вот вам мой мэйл".
Вместо системы – головная боль
После критики конкретных недочетов родители переходят к более глобальному вопросу: будет ли в принципе какой-то толк от этого электронного хаоса да еще с такими недоработками?
"Плохо все это тем, что ребенок не сосредоточен: все-таки дом есть дом, - поясняет Валентина. – Хорошо, что я всегда рядом и вижу, когда внучка серьезно учится, а когда – спустя рукава. Вот сидим и занимаемся. Но я же на пенсии, так что могу. Тяжело тем, кто работает: они только вечером начинают заниматься с детьми".
Кто-то – в основном, конечно, папы – подходит к вопросу почти философски и верит, что всемирная паутина и родительский подзатыльник способны творить чудеса.
У учителей свои беды: чтобы успевать перекрывать недочеты электронной версии школы, приходится десятикратно множить писанину.
"Во-первых, дети иногда делают фотографии такого качества, что прочитать что-то просто невозможно. Во-вторых, ты не можешь на фотографии зачеркнуть и исправить, как в тетради – приходится переписывать это. Рядом писать самой целый параграф о том, где и в чем ошибка", - поясняет Анна.
Не облегчают жизнь и сами родители, порой – в самых неожиданных вопросах.
Неравенство XXI века
Проблемы с "дистанционкой" возникли не только у отсталого в этом смысле полуострова, хотя этот факт вряд ли может служить утешением. Электронные платформы, которые еще неделю назад эксперты перечисляли с гордостью, зависли и в передовых регионах, не исключая даже Москву.
Факт: по данным опроса, проведенного активистами Общероссийского народного фронта, в России около 80% учителей столкнулись с теми или иными проблемами при переходе на дистанционное образование. При этом основной трудностью – это в XXI-то веке – стали "технические проблемы" и "нехватка у детей компьютеров и мобильных устройств".
Гораздо более надежным инструментом оказались технологии прошлых веков: телефонные провода, на которых, махнув на интернет рукой, "повисли" многие учителя, и телевизор.
"Большое спасибо крымскому телевидению, которое организовало трансляции уроков, - искренне поблагодарили многие родители. – Да, это очень короткие отрывки информации, и вопросы тоже нельзя задать. Но это хотя бы живой учитель, который что-то объясняет и пишет на доске. Это большое подспорье".
И пока очень небольшой процент людей задумывается о том, что соль здесь не просто в сбоях электронных дневников – они так или иначе будут возникать на протяжении всей коронавирусной изоляции.
Но это уже другая история.