МОСКВА, 3 янв — РИА Новости. Уходящий 2015 год стал во многих отношениях беспрецедентным для российского туризма. Туристическая отрасль под влиянием экономической ситуации в стране и мировых геополитических процессов начала меняться необычайно активно, и в 2016 году можно ожидать продолжения и развития этих новых трендов.
Определяющей тенденцией 2016 года, которая будет распространяться, как на выездной, так и на внутренний туризм, должна стать крайняя чувствительность потребительского рынка к ценовым изменениям.
В качестве другой тенденции по качеству и разнообразию отдыха эксперты называют сокращение количества выездных каникулярных периодов. Если до недавнего времени люди помимо основных летних месяцев, когда россияне семьями отправлялись к теплым морям, использовали официальные праздники или выходные, чтобы куда-то поехать, то теперь они будут реже устраивать себе короткие каникулы или откажутся от них вообще.
Ломидзе считает, что еще одной особенностью 2015 года, которая сохранится и в наступающем году, станет сокращение глубины продаж туристического продукта.
"Если в 2014 году примерно 29% бронировали свои туры по программе раннего бронирования, то в 2015 году этот процент снизился до 12%. Количество туристов, которые бронируют туры за неделю, в 2015 году увеличилось в два раза, с 13% до 30%. Осталась еще прослойка клиентов в 28%, которые бронируют туры за две-три недели, то есть, меньше месяца, но и не впритык", — поясняет она.
Аналитики АТОР абсолютно убеждены, что подобная диспропорция еще больше увеличится в 2016 году, также примерно на 10% сократится количество тех, кто будет планировать и оплачивать свой отдых за месяц-полтора.
Ожидаемые перестановки на выездных направлениях
Мало кто возьмется дать гарантии того, что отношения России и Турции наладятся настолько, что скоро отечественные туристы смогут вернуться на знакомый "берег турецкий", но перспектива отдохнуть в Египте остается реальной.
Несмотря на страшную катастрофу российского пассажирского лайнера в небе над Синаем, египетская сторона признает свои ошибки и делает все возможное, чтобы их исправить. Эксперты сходятся во мнении, что возобновления авиасообщения между нашими странами, а значит, и открытия египетского туристического направления можно ожидать в начале марта.
Очевидно, что привлечь наших соотечественников можно прежде всего низкими ценами и упрощением процедуры выдачи виз.
Страны, куда визовые документы оформляются быстро, имеют определенные преимущества, но и те государства, где требуется виза с биометрическими данными, стараются не упустить свой шанс на российском рынке.
Так, Италия в декабре объявила, что планирует удвоить количество собственных визовых центров в России, да и Болгария, где личного присутствия при оформлении документов пока не требуется, обещает максимально упростить эту процедуру.
Параллельно в средиземноморских странах проходят консультации между властями и представителями туристического бизнеса на предмет того, каким образом можно снизить цены на отели и прочие услуги, чтобы заинтересовать россиян, оставшихся без Турции.
Заметную активность вновь стали проявлять представители таких безвизовых стран, как Тунис и Алжир, однако остаются сомнения относительно гарантий безопасности, которые могут там быть предоставлены российским туристам.
Шансы внутреннего туризма
Очень хорошие шансы заместить часть турецкого потока есть у российских курортов, но только при условии, что повышение цен не будет опережать темпы инфляции, которая по прогнозу Минэкономразвития в 2016 году должна будет составить 6,4%.
Если цены на туристические услуги в Краснодарском крае и в Крыму вырастут в среднем на 15%, то это приведет внутренний рынок к стагнации либо к снижению интереса к нему. Подобная картина наблюдалась в текущем году в Анапе: когда после аншлага предыдущего года и в ожидании повторения успеха владельцы средств размещения заранее повысили цены в 2015 году, курорт получил неожиданно слабый спрос.
Второй вариант, при сохранении или малом повышении цен по сравнению с уходящим годом, может дать дополнительный толчок к привлечению внутренних турпотоков и закреплению успеха черноморских курортов.
Мэр Сочи Анатолий Пахомов считает, что рост популярности курорта в постолимпийский год напрямую связан с тем, что организацией отдыха там начали заниматься профессионалы туристического бизнеса, которые стали поставлять в Сочи организованных туристов.
Глава АТОР Майя Ломидзе согласна, что всплеск интереса к Сочи и Крыму обусловлен появлением на этом рынке крупных туроператоров. "Впервые были поставлены чартеры в Крым, чартерные поезда в Краснодарский край и Сочи, массированная автобусная перевозка в Большой Сочи к объектам, построенным к Олимпиаде. Что позволило снизить среднюю цену в сегменте организованного туризма на 25%, благодаря работе туроператоров. Это привело к перетоку из самостоятельного туризма в организованный", — пояснила эксперт.
К сожалению, тенденция такого перетока, кроме основных столиц и морских курортов, пока практически не касается других регионов страны. Во многом виноваты некачественный сервис и слабая инфраструктура индустрии гостеприимства, но есть еще одно слабое место, устранение которого может стать позитивной тенденцией 2016 года.
Что нужно сделать, чтобы "сорвать банк" на въездном туризме?
Уходящий год стал беспрецедентным для въездного туризма России. Если раньше наша страна в качестве туристического направления особой популярностью у иностранцев не пользовалась, то в 2015 году она получила колоссальное конкурентное преимущество по отношению к другим направлениям из-за дешевизны национальной валюты.
Активнее других стал развиваться приграничный туризм из таких стран, как Польша, Финляндия и Китай. Азиатский рынок вырос сразу на 35-40%, а европейский хоть и стоит на месте, но на фоне обвала 2014 года это можно считать успехом. Даже американский рынок откатился лишь на 2-5%.
У России появился уникальный шанс заинтересовать иностранных путешественников своими разнообразными туристическими возможностями и перевести эту случайную тенденцию в разряд устойчивых, чтобы "сорвать банк" на въездном туризме. Причем активно заниматься этим необходимо в 2016 году.
Прежде всего, полагают эксперты, следует упростить визовый режим с государствами, которые с интересом относятся к нашей стране и могут поставлять большие потоки туристов, как это было сделано с Китаем.
Кроме того, необходимо агрессивнее заняться продвижения туристического имиджа России за рубежом. В 2015 году были открыты представительства Visit Russia в странах, которые считаются приоритетными для России. Поскольку эти офисы были созданы недавно, они пока не дали ощутимого результата, но можно рассчитывать, что их работа повлияет на картину въездного сезона 2016 года.
Дабы не спугнуть заморских гостей, стоит сохранить цены на туристические услуги в России в пределах роста инфляции. Иначе иностранцам станет невыгодно к нам приезжать, что как минимум приведет к стагнации спроса. Но при неизменности экономической ситуации и адекватности цен рост въездного потока продолжится.
Эксперты сходятся во мнении, что поскольку китайские туристы продолжат лидировать во въездном турпотоке, очень важно обеспечить им комфортное пребывание в нашей стране.
Недостаточно выпустить литературу на английском и китайском языках, нужно подготовить необходимое количество гидов-переводчиков, выстроить маршруты, которые будут интересны именно жителям Поднебесной, и обеспечить особое питание с учетом их привычек. Такой подход важен не только для китайских туристов, но и для представителей других стран, например, Индии или Ирана.
Изменения в российском туристическом бизнесе
Среди негативных тенденций, перетекающих из уходящего года в наступающий, нельзя не упомянуть сокращение участников туристического рынка.
В 2015 г снижение спроса на зарубежные турпоездки повлекло за собой сокращение числа туроператоров, работающих в этом сегменте, на 70%. По информации АТОР, сейчас на выездном рынке осталось 685 туроператоров. При стабильной ситуации в стране и в мире количество туроператоров на выездном направлении сократится еще на 20-25%, но если ситуация ухудшится, то их число может уменьшиться в два раза.
"Главным образом с рынка уходят средние и мелкие туроператоры. Этот процесс очень активно затрагивает регионы. Если в Москве и Санкт-Петербурге костяк как-то сохраняется, то в регионах туроператоров сегмента выездного туризма остается все меньше. Это не означает, что они полностью перестают работать, они становятся партнерами других туроператоров и работают как агенты и субагенты", — считает Ломидзе.
Можно ожидать и значительного сокращения компаний и на агентском рынке. Причиной тому станет и снижение потребительского спроса, и то обстоятельство, что далеко не все агенты смогут продавать отечественный турпродукт так же успешно, как зарубежный.