Бетонные рукава Севастополя: как ЧФ защитили от штормов и диверсантов

Севастопольские секреты (13)
Вид на Константиновский форт и Севастопольскую бухту

СЕВАСТОПОЛЬ, 22 янв – РИА Новости Крым, Андрей Киреев. Очень часто трагедии кардинально меняют отношение к устоявшимся правилам и нормам. Так на свет появляются подушки безопасности, системы пожаротушения, экстренного торможения и множество других изобретений, призванных обезопасить человека, объект или территорию. В истории Черноморского флота России такие трагедии также случались. Следствием некоторых катастроф стало появление двух молов на выходе из Севастопольской бухты.

"Императрица Мария" и боновые заграждения

Центр детского творчества в городе Севастополь
Древний ил севастопольских бухт – амфоры, боеприпасы и вещи белогвардейцев
Впервые попытку защитить корабли ЧФ от диверсий и торпед в бухтах главной базы флота предприняли еще во времена царской России. Особенно остро этот вопрос встал после трагедии с дредноутом "Императрица Мария", который взорвался и затонул в Севастопольской бухте в районе Северной стороны. Среди версий гибели корабля – диверсия, небрежное отношение с огнем, самовозгорание пороха.

"В царские времена вход в Севастопольскую бухту по всей протяженности был перекрыт боно-сетевыми заграждениями – сплетенной из мощной проволоки сетью, которая держалась за счет специальных поплавков и доходила до самого дна. В центре этих заграждений были сделаны специальные ворота, которые для прохода кораблей открывал специальный буксир", — рассказал РИА Новости Крым капитан первого ранга в отставке Юрий Пляченко, в свое время руководивший отрядом борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами ЧФ.

Капитан первого ранга в отставке Юрий Пляченко

Мол на выходе из Севастопольской бухты на Северное стороне Севастополе. В районе двух молов планировался мост или тоннель
Тоннель или мост: как соединить два берега Севастополя
В те времена протяженность боно-сетевых заграждений составляла примерно 1,1 тыс метров, включая 280-ти метровые боновые ворота. На внешнем рейде было установлено управляемое минное поле. Заряды лежали на дне и приводились в действие по кабелям, который шли от Константиновской батареи в случае захода в эту зону неприятельского корабля.

Затонувшее судно в Балаклавской бухте
В Балаклаве поднимут со дна затонувшие катера и плавпричал
"Мины лежали на грунте на глубине примерно 80 метров. Количество взрывчатого вещества позволяло разрушить корпус корабля", — отмечает ветеран подводного спецназа ЧФ.

"Черная смерть": самые яркие операции русских морпехов >>

Впрочем, это минное поле за свою историю не нанесло вреда ни одному вражескому кораблю.

С конца 1920-х годов до начала Великой Отечественной войны в Севастополе велось активное строительство береговых батарей. Для защиты кораблей вновь ставили боновые заграждения.

После войны их производство вышло на промышленный уровень, поскольку подобные сети стали использовать во всех флотах.

"Были разработаны специальные тяжелые сети, которые не могли прорвать подводные лодки, но использовались проще (противоторпедные сети) — с разрывным усилием кольца 28 тонн. Попадая в такую сеть, торпеда упиралась, расходовала топливо и затухала", — поясняет Пляченко.

Боновые заграждения в Севастопольской бухте

"Новороссийск" и молы

Мини-субмарина АС-11 в Казачьей бухте Севастополя в настоящее время
Ржавый "призрак" Севастополя
Помимо сильных сторон были у боновых заграждений и существенные "минусы". Производство таких сетей было недешевым, а менять приходилось раз в год. Все части заграждений ржавели, обрывались и тонули. Особенно сильно сетям доставалось во время штормов.

"В ноябре 1969 года во время мощного шторма воротную секцию боновых заграждений, которая держалась на 30-ти тонном якоре, течение унесло в Карантинную бухту", — вспоминает капитан первого ранга в отставке.

Еще один минус – водолазы-диверсанты могли преодолеть заграждения.

Остро вопрос об улучшении системы защиты кораблей ЧФ в бухтах города встал после трагедии с линкором "Новороссийск". После Великой Отечественной войны ЧФ получил его (носил название Giulio Cesare) от Италии в счет репараций.

А осенью 1955 года с ним случилась такая же трагедия, как с дредноутом "Императрица Мария" – корабль взорвался и затонул. Среди версий катастрофы – взрыв немецкой донной мины, которая осталась в бухте со времен войны, детонация корабельного боезапаса, диверсия. Бытует мнение, что перед передачей судна в нем был спрятан боезаряд, который активировали итальянские боевые пловцы меньшей взрывчаткой.

"Идея защитить Севастопольскую бухту молами принадлежит главнокомандующему ВМФ Советского Союза Сергею Горшкову. Актуальным вопрос стал в 60-х годах, когда был построен новый флот и наши корабли вышли в океан. Тогда и появились первые проекты молов", — говорит Пляченко.

Рисунок с указанием расположения молов и затопления кораблей в Севастопольской бухте

Конфликт чиновников и военных

Фото руферов с видом на городские улицы с крыши одного из зданий в Севастополе
Севастополь: Храмовая гора или третья столица?
Предполагалось, что молы пройдут от Карантинной бухты в районе Херсонеса до мыса Северная коса. "Но Горшкову показалось, что там место слишком широкое, поэтому он от руки нарисовал, как должны проходить молы, – от Константиновской до 10-й батареи", — говорит капитан первого ранга в отставке.

Сооружения должны были перекрыть почти всю бухту, оставив проход для кораблей протяженностью 180 метров. Один из проектов – построить на краях молов башни, оборудованные механизмом для подъема металлических сетей. Однако этим замыслам свершиться было не суждено.

Против реализации проекта выступали и городские власти, которые небезосновательно считали, что строительство сооружений негативно скажется на экологии бухты: поменяются течения, вода перестанет обновляться, начнется активный рост водорослей, что приведет к загрязнению гавани. Но слово главкома ВМФ перевесило доводы чиновников.

Молы было решено строить по примеру пирамиды: засыпать камень горкой, чтобы в нижней части ширина насыпи составила около 250 метров, в верхней – примерно 20 метров.

Мол на выходе из Севастопольской бухты на Северное стороне

Дельфины в севастопольском дельфинарии
Под грифом "секретно": вся правда о боевых дельфинах в Севастополе
Изначально предполагалось в качестве строительного материала использовать береговые батареи Севастополя, расположившиеся от Балаклавы до Качи. Поскольку эти укрепления утратили свое значение, их решили взорвать и пустить на строительство молов. Но на деле оказалось, что бетон батарей легко крошится. Поэтому камень для них поставляли из карьеров в Балаклаве.

В Севастополе приступили к реставрации Корниловской башни
В Севастополе приступили к реставрации Корниловской башни
Работы по строительству молов начались в середине 1970-х годов и полностью закончились ориентировочно через 10 лет.

ЧФ за три года получил более 50 новейших кораблей и подлодок >>

"Когда примерно половина молов была построена, провели анализ донных отложений, которые показали, что над скальным грунтом дна располагается прослойка ила, над ним — песка и щебня. Возникал риск провала молов – своей массой они могли выдавить ил, как пасту из тюбика. Были планы по установке свай длиной 60 метров, но, посчитав расходы, от них отказались", — поясняет Пляченко.

Сложное дно стало причиной остановки строительства молов. В итоге расстояние между ними составило около 400 метров. Этот проход также прикрыли боновыми заграждениями. Кроме того, в 1960-х годах в городе-герое был создан первый в СССР океанариум, где готовили и применяли в деле боевых дельфинов. В 1980-х эти животные охраняли вход в Севастопольскую бухту.

"В районе Константиновской батареи была развернута биотехническая система, состоящая из клетей с дельфинами и береговым постом управления. Животные сканировали вход в Севастопольскую бухту своими эхолотами, и при обнаружении подозрительных сигналов нажимали на специальный рычаг, который сигнализировал наблюдателю о вероятном диверсанте. После этого начинался поиск пловца", — рассказал РИА Новости Крым бывший руководитель океанариума (1990-1994 года), где во времена СССР готовили боевых дельфинов, Виталий Юрганов.

Константиновская батарея в Севастополе

По поводу эффективности боевых дельфинов в борьбе с диверсантами мнения специалистов разнятся. Некоторые ветераны подводного спецназа считают, что проект был успешен, другие относятся к таким обученным животным скептически.

Общественное благо

Еще одна цель строительства молов – защитить корабли в бухте от непогоды. Зимой в Севастополе довольно сильно штормит: при западных и северо-западных ветрах в бухту идет большая нагонная волна. Когда не было молов, то корабли сильно било, поэтому нередко приходилось переводить их в более тихие места.

"Помню, был эпизод, когда "ОС-24" (бывший крейсер "Ворошилов") сорвало с бочек и несло на крейсер "Ленинград". Чтобы удержать корабль, был срочно направлен буксир", — вспоминает Пляченко.

И таких случаев было немало.

Константиновская батарея в Севастополе
Константиновская батарея: два века на охране Севастополя
До появления молов проблема доставки жителей Северной стороны в Южную часть города стояла еще острее, чем сегодня. "До строительства этого проекта рейд для общественных катеров закрывали примерно на 26 суток в году, а сегодня – примерно на 8 суток", — уточнил ветеран подводного спецназа.

После развала Советского Союза боновые заграждения и проект боевых дельфинов прекратили свое существование: сети затонули, животных передали в дельфинарии. Но молы продолжали выполнять свое предназначение под новым флагом. Делают они это и сегодня. А после возвращения Севастополя в состав России возрождаются и другие проекты защиты ЧФ.

Вид на Северный и Южный молы в Севастопольской бухте
Общество
Загрузка...
Популярное
Выборы в Государственную Думу РФ21:3623.02.2018Любители протестов: Киев направил РФ ноту из-за выборов в Крыму
Военная техника, которая ранее входила в состав военно-морских сил Украины, в Севастополе11:2123.02.2018В МИД Украины рассказали, почему Киев не забирает военную технику из Крыма
Ситуация в Крыму10:1423.02.2018"Россию смешивают с грязью". Потомки белогвардейцев - о Крыме и Украине
Сотрудник полиции возле служебного автомобиля12:3023.02.2018В Симферополе по "горячим следам" раскрыли тяжкое преступление
Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон. Архивное фото09:2723.02.2018Глава МИД Британии рассказал, как Россия присоединила Крым
Праздничные мероприятия в Севастополе, посвященные Дню защитника Отечества13:4523.02.2018Флаги, техника и корабли: Севастополь масштабно отмечает 23 февраля
Эфир
Наверх