Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Петр Порошенко все-таки подписал скандальный закон "Об особенностях государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях". В переводе на простой русский язык его можно назвать "Законом о реоккупации". Он предполагает отказ от выполнения Минских соглашений и очерчивает правовые основы для проведения военной операции на Донбассе, которые максимально увеличивают его права и, одновременно, сокращают до минимума права местных жителей.
Президенту – все
"В зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, с целью осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях действует особый порядок, который предусматривает предоставление органам сектора безопасности и обороны, другим государственным органам Украины специальных полномочий, необходимых для осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации. Начало и завершение мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях определяются отдельными решениями Президента Украины… Границы зон безопасности, прилегающих к району боевых действий, определяются начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Украины по представлению командующего объединенных сил".
Никаким правозащитникам или иным "контролерам" украинские солдаты и лица, к ним причастные (а очевидно, что к пацификации Донбасса будут привлечены неонацисты и иные иррегуляры) подотчетны не будут. "Вмешательство любых лиц, независимо от должности, в управление мероприятиями по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях не допускается", — говорится в тексте закона.
Власти ради
Зачем Порошенко это нужно? Ведь только самые майданутые украинские радикалы могут верить в то, что Киеву удастся силовым путем подчинить себе территории ЛНР и ДНР. По сути, в случае начала украинского наступления события пойдут по предопределенной цепочке – перемолов в оборонительных боях силы ВСУ, ДНР и ЛНР перейдут в наступление и возьмут под свой контроль ряд других районов Донецкой и Луганской областей. И лишь самые наивные могут полагать, что принятием этого закона Петр Алексеевич деэскалирует конфликт – скорее наоборот, он официально выбрасывает на помойку Минские соглашения (называющие гражданскую войну гражданской войной, а также предлагающие весьма эффективные варианты примирения в рамках единого правого поля Украины с дальнейшим восстановлением суверенитета Киева над Донбассом). И, таким образом, президент оставляет лишь силовой вариант решения.
В рамках первого Петр Алексеевич будет использовать закон для подавления политических противников в стране. Напомним, что согласно закону Генштаб Украины (который контролирует Порошенко) определяет границы т.н. "зон безопасности, прилегающих к району боевых действий". Зон, где нельзя будет проводить выборы или вести какую-то политическую агитацию. То есть в случае необходимости в правах может быть поражен весь юго-восток Украины, а в случае экстренной необходимости "разведывательно-диверсионные группы ГРУ РФ, усиленные бурятской бронекавалерией" будут найдены во Львове или других враждебных Петру Алексеевичу регионах.
Войны ради
В рамках второго сценария – который выглядит более вероятным – закон готовит почву для реальных боевых действий в марте 2018 года. Многие эксперты сходятся во мнении, что в это время Киев может решиться на военную провокацию, целью которой будет не реоккупация территории, а жесткий и, возможно, тотальный военный ответ Москвы. По сути, Петр Порошенко готов принести Украину в жертву ради интересов тех сил, которым нужно доказать российскую агрессивность и сорвать процесс российско-европейской стабилизации отношений.
С Донбассом же ситуация совершенно иная – даже Россия признает эту территорию частью Украины. С другой стороны, Владимир Путин обещал, что не позволит Киеву устроить на Донбассе геноцид – а российский президент (в отличие от нынешнего украинского) заботится о своей репутации, и слово держать обязан. Именно поэтому Киев сейчас делает все возможное для того, чтобы ни у кого не оставалось сомнений – в случае входа украинских вооруженных сил на Донбасс там будет именно геноцид в форме пацификации населения.
Понять бы еще как этого не допустить без столь нужной Киеву войны. На морально-дипломатическую поддержку Запада тут надеяться не стоит – США снова говорят о соблюдении Киевом Минских соглашений, а по словам Сергея Лаврова, "все наши европейские коллеги, которые прекрасно понимают, о чем идет речь, в общем-то набрали в рот воды и ничего на эту тему говорить не могут".